В сегодняшних реалиях обеспечение продовольственной безопасности - один из приоритетов устойчивого развития. Климатические изменения, смещение традиционных маршрутов поставок, меняющаяся конъюнктура рынка, рост численности населения делают проведение международных выставок UzFood на площадках нашей страны весьма актуальным, представляя всю производственную цепочку - от поля и фермы до готовой продукции, включая переработку, упаковку и хранение.
В 2019-м соответствующим Указом Президента принята Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, предусматривающая реализацию государственной политики в области продовольственной безопасности, улучшение потребительского рациона, производство продовольственной продукции в необходимом количестве.
На совещании по ожидаемым результатам в аграрной сфере по итогам года и задачам на следующий год, прошедшем под председательством Президента 18 октября 2022-го, обозначены актуальные задачи.
- Мы неспроста уделяем особое внимание и часто обсуждаем вопросы сельского хозяйства. Так как оно составляет четвертую часть нашей экономики. С ним связаны благополучие нашего народа, стабильность цен, рабочие места, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Международная выставка UzFood 2023 считается ведущей в пищевой индустрии: выполняет роль эффективной площадки по реализации принимаемых руководством страны программных мер по развитию отрасли, поддержке и стимулированию отечественных производителей. При этом цели выставки полностью совпадают с реализуемыми программами. Это прежде всего обеспечение населения продовольствием, а также содействие отечественному бизнесу в развитии производства с использованием современных технологий и организации экспортных поставок.
В этом году выставка показывает лучший результат. Впервые экспозиция занимает три центральных павильона Узэкспоцентра и зал Atrium.
В НВК собралось рекордное количество участников - свыше 280 компаний из 26 стран: Австрии, Азербайджана, Афганистана, Беларуси, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Республики Корея, Латвии, Польши, России, США, Турции, Узбекистана и других. Постоянные участники составляют 60 процентов от общего количества экспонентов, 40 - дебютанты.
Отечественные компании демонстрируют широкую линейку упаковочного оборудования, кондитерской и масложировой продукции, ингредиентов. Представлены разработки программного обеспечения для автоматизации пищевых производств и цифровые платформы (торговые площадки) для владельцев личных подсобных хозяйств и дехканских семейных предприятий, помогающие в реализации готовой продукции.
По традиции, участники размещены по секторам: мясо и птица, молочная продукция, кондитерские изделия, бакалея, напитки, пищевые ингредиенты и другое. Демонстрируется широкий спектр оборудования: мясоперерабатывающее, для молочной, кондитерской промышленности, масложирового производства, хлебопечения и охлаждения.
Многообразие готовой продукции, которую можно попробовать, - еще одна особенность выставки. Сыры, сливочное масло, колбасные и кондитерские изделия, чай, кофе, соки и нектары, полуфабрикаты и сухофрукты можно продегустировать и приобрести напрямую у производителей, в том числе заключить соответствующие соглашения на поставку непосредственно на площадках НВК.
- В настоящее время производство продуктов питания демонстрирует значительный рост, - рассказывает руководитель проекта «Школа фермеров» АКБ «Агробанк» Камолиддин Бахриддинов. - При этом существенно возрастает потребность в молодых кадрах для данной сферы. Образовательные курсы «Школа фермеров» организованы в городе Ташкенте, Андижанской, Самаркандской, Сурхандарьинской областях, Республике Каракалпакстан. Готовим специалистов и повышаем квалификацию по направлениям животноводства, птицеводства, садоводства, тепличного хозяйства и защиты растений, а также по основам юридических знаний в данных сферах и навыкам предпринимательства. Обучение ведут преподаватели Ташкентского государственного аграрного университета с привлечением известных экспертов сельского хозяйства и владельцев агробизнеса.
По словам одного из участников, соучредителя компании Neopack Ltd Василия Устименко, проходящая выставка - эффективная бизнес-платформа, которая многие годы остается лучшей для демонстрации экспортного потенциала, инвестиционных возможностей, а также решений в области экологичных технологий. В этом году компания демонстрирует технологическое оборудование и инновационные материалы, позволяющие рационально использовать природные ресурсы и производить как можно меньше пластиковых отходов, обеспечивая при этом высокое качество упаковки.
Специализированный раздел выставки «Упаковка. Оборудование и материалы - O’ZuPACK» развернул экспозицию в павильоне № 2. Здесь представлено все необходимое для индустрии: упаковочное и полиграфическое оборудование, фасовочные линии, агрегаты для розлива и укупорки, крышки, мягкая, бумажная и вакуумная упаковка, печать, маркировка и этикетки.
В числе известных экспонентов выставки - одно из ведущих предприятий бумажной промышленности - АО ИИ «Angren Pack», действующее в Ташкентской области. Представляет бумагу, картон и гофроупаковку из местного сырья (макулатуры), а также новинки этого года - картонные гильзы и защитные уголки. Ангренское предприятие - пример инвестиционной политики государства, когда осваиваются капитальные вложения, в том числе иностранных партнеров. При этом заброшенное на долгие годы производство приобретает нового собственника и обеспечивает глубокую переработку отечественных сырьевых ресурсов, производит готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
На площадке UzFood организована единственная в Узбекистане специализированная площадка «Ритейл центр» для встреч поставщиков продуктов питания с закупщиками. Среди ритейлеров такие известные компании, как Korzinka.uz, Makro Supermarket, Green Apple Market, Farovon.uz, Havas и другие.
В рамках деловой программы выставки, запланировано проведение Узбекско-Белорусского бизнес-форума, а также семинаров и рекламных кампаний участников, поставщиков и производителей.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.