Причем зарождение представлений о добре и зле, закрепление эталонов нравственности, норм поведения и взаимоотношений происходят в первые семь лет жизни, когда человек приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь. В системе воспитания именно этот возрастной период является самым эмоцио­нальным и восприимчивым, а заложенные в детстве привычки и ценности становятся нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. И без знания своих корней, традиций свое­го народа нельзя воспитать полноценную личность. Поэтому в настоящее время важно создать в дошкольных организациях эффективно функционирующую систему духовно-нравственного воспитания, построенную на ценностях традиционной духовной культуры.

Образцовую духовно-воспитательную работу организовали в ДОО Нуратинского района Навоийской области, где охват детей в возрасте от трех до семи лет воспитанием и образованием за последние три года вырос более чем на 38 процентов. Сегодня свыше 58 процентов нуратинских дошколят имеют возможность посещать не только государственные детские сады, которых в районе восемнадцать, но и пять ДОО на основе государственно-частного партнерства и 24 семейные негосударственные образовательные организации. В каждой из них сформирована воспитательная и развивающая среда: оформление помещений портретами национальных героев, наших великих предков; ознакомление детей с ценностями и традициями узбекского народа, государственной символикой; широко представлены мотивы народных сказок; перед сном воспитанники слушают по радио национальные колыбельные - алла.

Назначение духовно-нравственного воспитания в духе местных традиций, этических идеалов многогранно, к тому же задает важные жизненные координаты, открывает определенную картину мира.

Практический поворот к нынешней системе ценностей и особую роль воспитания в дошкольных образовательных организациях обусловили поручения главы государства, данные им 19 января этого года в ходе видеоселекторного совещания по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, усиления взаимодействия государственных и общественных организаций в этом процессе. Перед работниками ДОО поставлена важнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно меняющейся действительности.

- В погоне за развитием интеллекта порой упускается нравственное и духовное воспитание маленького человека, его души, без чего все накопленные знания могут оказаться бесполезными, - считает заведую­щая отделом дошкольного образования Нуратинского района Саодат Раджабова. - Найти основу для формирования высоконравственной личности можно в первую очередь в народных истоках, где заложены доброта, щедрость, милосердие, искренность, терпение, стремление к духовности.

Знакомство с традициями и обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре, положительно влияет на эстетическое развитие детей, духовно обогащает.

В соответствии с поручением, данным Президентом Узбекистана на видео­селекторном совешании разработана «дорожная карта» по повышению эффективности духовно-просветительской работы в организациях дошкольного образования, цели которой - заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а также привить будущему поколению духовно-нравственные ценности, уважение к культурному, историческому прошлому и настоящему родной страны.

Так, чтобы привить воспитанникам национальные ценности, в группах детских садов организовали «Миллий бурчаклар» («Национальные уголки»), которые украсили вышитой в древнем стиле сюзане, атласом и адрасом, национальными куклами. А созданные уголки «Патриотизм» и «Государственная символика - наша гордость» учат детей гражданскому самосознанию, любви к Родине, вместе с этим прививают понимание и уважение к государственным символам.

В государственной ДОО № 6 Нуратинского района открыли мини-музей «Кадриятлар кадри» («Значение ценностей») для ознакомления детей с богатым наследием наших предков, воспитания дошколят в духе любви и преданности к ним. Наряду со знанием народных сказок «Зумрад ва Киммат», «Бугирсок», «Шолгом», «Очил дастурхон», «Олтин торвуз», «Тугри ва эгри» дети смогут различать положительные и отрицательные образы героев. У дошколят есть представления о таких наших великих предках, как Навои, Бабур, Амир Темур, Джалолиддин Мангуберди, Мирзо Улугбек, Абу Райхан Беруни, Ибн Сина.

Взаимное сотрудничество с махаллями и родителями демонстрирует эффективность. В этом отношении велика роль наблюдательных советов. Многие наши мероприятия проходят непосредственно в сходах граждан. Образцовая воспитательная и образовательная работа поставлена во всех государственных ДОО.

Одними из важных средств духовно-нравственного воспитания являются государственные праздники и приуроченные к знаменательным датам мероприятия. В дошкольных образовательных организациях Нуратинского района они проходят торжественно. Мероприятия несут ярко выраженные образовательные задачи, имеют большой воспитательный характер, поэтому пронизаны особым национальным духом.

Так, по случаю Дня учителей и наставников среди воспитанников состоялись конкурс стихотворений под девизом «Мехри дарё устозим, Сизга дил сўзим!», тематические открытые занятия на основе государственной обучающей программы «Илк кадам» и программы «Илм йули». В период карантина районным советом по духовности и просветительству организованы челленджи к важным датам. Воспитанники дошкольных образовательных организаций были самыми активными участниками и неоднократно награждались памятными подарками.

Национальной колыбельной - алла, которую воспитанники детских садов Нуратинского района слушают по радио, укладываясь на дневной сон, отводится большое значение. Песни, которые пели и поют соотечественницы маленьким детям, - это первые уроки родного языка не только для развития слуха, внимания, спокойного сна, поднятия настроения, но еще и для того, чтобы ребенок рос добрым и милосердным к окружающим, чтобы в нем формировались жизненные ценности. Слушая добрую напевную мелодию, он как бы купается в ласке, а сами песни придают уверенности, защищенности от бед, давая надежду на самое лучшее.

***

Как отметил глава государства на вышеупомянутом видеоселекторном совешании, мировой исторический опыт показывает, что нации достигают прогресса благодаря духовной сплоченности, следованию своей национальной идее.

«Если кто-то думает, что вопрос духовности - это только работа Центра духовности или отдельно взятого министерства, ведомства, то ошибается. Это одна из главнейших, важнейших задач, стоящих перед всеми нами», - подчеркнул Президент.

Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».