На очередном заседании Президиума Кабинета Министров заслушаны отчеты руководителей Министерства здравоохранения, Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, хокимиятов Джизакской и Кашкадарьинской областей о результативности принимаемых мер по обеспечению санитарно-­эпидемиологического благополучия населения страны, а также рассмотрены имеющиеся в сфере проблемы и недостатки.

За последние пять лет в целях обеспечения безусловного выполнения поставленных в сфере службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья задач внесены изменения в два закона Республики Узбекистан, принято более 20 нормативно-­правовых актов Президента Респуб­лики Узбекистан и правительства.

В частности, принят ряд решений в части оказания адресных и квалифицированных медицинских услуг населению учреждениями первичной медико-санитарной помощи, предупреждения органами Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья заноса инфекционных заболеваний на территорию республики и их распространения среди населения.

Так, распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 января 2020 года создана Специальная республиканская комиссия по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан, в рамках работы которой определены скоординированные меры по борьбе с коронавирусом в республике.

Кроме того, принятые 23 марта и 25 апреля 2020 года постановления правительства регламентируют процедуры защиты, карантина и лечения населения от коронавирусной болезни.

На заседании отмечалась проводимая Министерством здравоохранения и Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья работа по выявлению и оценке потенциальных рисков, а также эпидемиологический мониторинг природных очагов инфекционных заболеваний в стране и разрабатываемые меры по профилактике эпидемий.

В целях раннего выявления заболевших, их изоляции, а также обследования контактировавших с зараженными мощность вирусологических лабораторий республики увеличена в 10 раз - начиная с марта 2020 года закуплено и установлено более 170 дополнительных ПЦР-аппаратов, потенциально позволяющих проводить исследования до шести тысяч проб в день (до пандемии - не более пяти-шести исследований проб в день). Данные меры позволили обеспечить эпидемиологическую стабильность в стране.

Наша республика одной из первых с 1 апреля 2021 года запустила кампанию по вакцинации против COVID-19. Процесс подготовки и проведения вакцинации прошел в тесном сотрудничестве с такими международными организациями, как ВОЗ, ЮНИСЕФ, GAVI, SDS. В рамках этого сотрудничества в стране построены и отремонтированы один центральный, 14 областных и 206 районных (городских) складов вакцин, передано 457 холодильников, 148 электрогенераторов, более 500 термосумок и 121 термоконтейнер.

В рамках программы GAVI «Укрепление системы здравоохранения» Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья передано 17 рефрижераторов, 206 минивэнов, 16 легковых автомобилей, которые в настоящее время активно используются в процессе вакцинации.

Всего по республике вакцинация обеспечивается силами 3138 прививочных пунктов лечебно-профилактических учреждений и 862 выездных бригад. В рамках вакцинации в страну завезено 42,2 млн доз вакцины, из которых 20,9 млн доз - на основе безвозмездной помощи.

Кроме того, с августа 2021 года в Узбекистане налажено собственное производство вакцин против COVID-19. За прошедший период всего производено 27,5 млн доз вакцины, из них 26,6 млн доз ZF-UZ-VAС 2001 и 881,8 тысячи доз двухкомпонентной вакцины Sputnik V.

По итогам заседания в целях ускорения вакцинации населения против коронавирусной инфекции, а также устранения имеющихся недостатков и проблем перед руководителями причастных министерств и ведомств, региональными органами власти поставлены конкретные задачи. Особое внимание при этом обращено на:

  • разработку мероприятий по активному участию населения в процессе вакцинации против коронавируса;
  • организацию вакцинации бустерной дозой работников организаций, предприятий и учреждений, а также сферы обслуживания;
  • обеспечение учреждений первичного звена здравоохранения генераторами, в том числе предусмотрев надлежащую организацию соблюдения так называемой холодовой цепи, и включение в смету расходов медицинских учреждений средств на приобретение необходимого количества ГСМ;
  • усиление мониторинга процессов вакцинации бустерной дозой.

По итогам обсуждения принято соответствующее решение Президиума Кабинета Министров.