На заседании отмечалось, что по состоянию на 1 мая текущего года:
- согласно соответствующим постановлениям Президента Республики Узбекистан в стране созданы 23 свободные экономические зоны, на территории которых введены в эксплуатацию 458 проектов на сумму 2,6 млрд долларов (из них 824 млн долларов - прямые инвестиции), организовано 36 116 рабочих мест;
- административными советами одобрены и реализуются 446 проектов на сумму 2,8 млрд долларов (из них 1,2 млрд долларов - прямые инвестиции), а также 199 перспективных инвестиционных проектов на сумму 2,0 млрд долларов (из них 1,2 млрд долларов - прямые инвестиции) находятся на рассмотрении дирекций и административных советов;
- за отчетный период текущего года в свободных экономических зонах введены в эксплуатацию 18 инвестиционных проектов на сумму 181,7 млн долларов (из них 58,1 млн долларов - прямые инвестиции), а также произведено продукции на сумму 4,7 трлн сумов, в том числе осуществлен экспорт продукции на сумму 92,0 млн долларов.
В ходе заседания заслушаны отчеты первого заместителя министра инвестиций и внешней торговли А. Воитова, первого заместителя министра экономического развития и сокращения бедности С. Холхужаева, хокима Самаркандской области Э. Турдимова, руководителя дирекции свободной экономической зоны «Ургут» Дж. Хайдарова, министра жилищно-коммунального обслуживания Ш. Хидоятова, председателя правления АО «Региональные электрические сети» У. Мустафаева, председателя правления АО «Худудгазтаъминот» Б. Эшмуратова, председателя Комитета автомобильных дорог А. Абдувалиева о результативности принимаемых мер по эффективной организации деятельности специальных экономических зон, реализации и финансированию инвестиционных проектов, обеспечению специальных зон внешней инженерно-коммуникационной инфраструктурой, трансформации Ургутского района в современную специализированную инновационно-инвестиционную зону в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».
Была подвергнута критике пассивность отдельных руководителей, не обеспечивших выполнение поставленных задач в части своевременного запуска инвестиционных проектов, увеличения объемов экспорта в отчетном периоде, по результатам обсуждения определены действенные меры в отношении руководителей, проявивших безответственность.
Участники заседания отметили необходимость осуществления дополнительных мер, гарантированно обеспечивающих повышение эффективности деятельности специальных экономических зон, своевременную и качественную реализацию принятых в данной сфере постановлений, широкое привлечение в зоны прямых иностранных инвестиций, создание более благоприятных условий для инициаторов проектов, оформивших статус участника зоны, ускорение формирования в зонах необходимых инженерно-коммуникационных и инфраструктурных объектов.
В данном контексте также особое внимание уделено следующим важным аспектам:
- совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами следует ускорить завершение подготовки и проведение экспертизы проектно-сметной документации на инфраструктурные объекты, утвержденные постановлением Президента Республики Узбекистан 30 апреля 2021 года № ПП-5101;
- необходимо ускорить открытие финансирования инфраструктурных проектов свободных экономических зон за счет централизованных источников в рамках программы развития социальной и производственной инфраструктуры республики с возложением персональной ответственности на руководителей ответственных организаций за подключение объектов участников экономической зоны к необходимым инфраструктурно-коммуникационным сетям и дальнейшее бесперебойное их снабжение ресурсами;
- требуется обеспечить разработку коммерческими банками проектных предложений по финансированию и реализации крупных проектов в свободных экономических зонах;
- уточнить меры по организации финансирования расходов по содержанию дирекций СЭЗ «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Бостанлык-фарм», «Паркент-фарм» и «Байсун-фарм» за счет местного бюджета;
- принять практические меры по замене дислокации СЭЗ «Чиракчи» на более близрасположенную к областному центру территорию, предусмотрев наличие на отведенных площадях современной инженерно-коммуникационной инфраструктуры и логистических возможностей;
- обеспечить разработку соответствующего проекта постановления Правительства о преобразовании Ургутского района в современную специализированную зону инноваций и инвестиций;
- обеспечить выдачу заключений по предпроектной документации всех инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в свободных экономических зонах;
- необходимо обеспечить разработку и утверждение в ближайшее время «Дорожной карты» по эффективной организации до конца 2021 года деятельности каждой свободной экономической зоны в разрезе регионов.