Конечно, разница создаваемых в нашей стране семейных детских домов с традиционным социальным учреждением громадная. Одно дело - более ста ребят разного возраста и каждый со своей личной историей, а также многочисленный персонал воспитателей, педагогов и поваров, которые утром приходят на работу, а вечером уходят. И совсем другое, когда с тобой постоянно живут девять мальчишек и девчонок и всего один помощник-воспитатель.
Семейный детский дом «Янги замон болалари» в карманинской махалле «Узбекистон», пришедший на смену традиционному воспитательному учреждению, - аккуратное одноэтажное здание с небольшим двором и огородными сотками. У группы на девять человек получается что-то вроде квартиры: отдельно спальни для мальчиков и девочек, комнаты для занятий с компьютерами и домашней библиотекой, гостиная-игровая с удобной мебелью и телевизорами, свой санузел, кухня-столовая. Все действительно очень уютно. То, что детям здесь хорошо, видно сразу - веселые, раскрепощенные, приветливые.
Перед фасадом несколько качелей, крошечный газон и виноградники, топчан и беседка. Семейный детдом в нынешнем его виде - государственное учреждение. Это значит, что жилье, его ремонт, обстановка, оплата коммунальных услуг - забота государства.
«Янги замон болалари» - один из семи семейных детских домов системы Навоийского областного управления народного образования, открытых весной нынешнего года в рамках реформ по деинституционализации социальных учреждений в нашей стране.
Город Навои и Навоийская область стали первыми регионами в республике, где закрылись дом «Мехрибонлик» в областном центре и детский городок в Тамдынском районе. Воспитанников - круглых сирот и детей, от которых отказались родители или близкие родственники, в основном усыновили работники закрывшихся учреждений.
Кардинальное реформирование домов «Мехрибонлик» и детских городков, или их деинституционализацию (то есть серьезную структурную трансформацию всей системы опеки на основе развития семейных форм опеки и перевод детей в семьи), предложил глава государства 28 июля прошлого года на видеоселекторном совещании, посвященном расширению государственной поддержки детей с инвалидностью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствованию системы социальных пособий. Руководитель страны определил конкретные задачи по расширению господдержки детей, в частности, лишенных родительской опеки и детей-сирот, отдельно отметив, что ни один ребенок не должен остаться без внимания государства и общества. Цель преобразований - дальнейшее сокращение социального сиротства, совершенствование механизмов государственной поддержки воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание широких возможностей для их ускоренной социальной адаптации, улучшение работы воспитательных учреждений, а также укрепление роли семьи в воспитании физически здорового и духовно развитого поколения.
Чуть ранее, в феврале 2021 года, находясь с рабочим визитом в Наманганской области, Президент посетил местный дом милосердия № 26 и дом-интернат «Саховат» в Намангане, побеседовал с детьми и пожилыми людьми. Знакомясь с условиями, в которых живут малыши, глава государства отметил, что власти думают о создании прочного фундамента для полноценной жизни и счастливого будущего каждого ребенка, причем «не разовыми решениями, а законодательно». За словом последовало дело. Постановление Президента «О мерах по внедрению новой системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 9 августа 2021-го стало действенным механизмом господдержки, а также обеспечения исполнения результатов обсуждений, проведенных с широкой общественностью по данным вопросам.
Стоит отметить, что еще в 2019 году принято два ключевых документа, направленных на совершенствование социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это постановление Президента «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 февраля и постановление Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию управления системой и выбора альтернативных форм по предотвращению социального сиротства оставшихся детей без попечения родителей, укрепления института семьи и размещения детей-сирот» от 30 сентября. В них предусматривалось существенное сокращение количества подобных учреждений и воспитываемых в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принятие дополнительных мер по широкому внедрению семейных и других альтернативных форм устройства детей, особенно по принятию их в семью на воспитание (патронат), создание благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни. Таким образом, предлагались модели заботы и практики обеспечения воспитания детей в кругу семьи, основанные на правах ребенка на особую заботу и помощь.
В 2021-м перед закрытием дома «Мехрибонлик» в городе Навои 21 воспитанник учреждения вышел во взрослую жизнь. Большинство оставшихся 84 ребят вернулись в свои семьи, на воспитание близких. Судьба восемнадцати мальчишек и девчонок из навоийского детского дома и 49 детей из детского городка Тамдынского района, в числе которых были круглые сироты и оставшиеся без попечения родителей дети школьного возраста, согласно новым правилам размещения перешла в руки тех, кто по зову души и сердца не раздумывая решил стать для них приемной семьей, попечителем.
Гузал Султонова двенадцать лет проработала воспитателем в доме «Мехрибонлик» города Навои. Сегодня она руководит семейным детским домом «Кувнок болалар» («Радостные дети»), в котором рядом с тремя ее детьми теперь живут девять бывших воспитанников. Здесь все устроено как в обычной семье, разница лишь в количестве детей.
Пять семейных детских домов для бывших жителей детского городка в Тамдынском районе организовали в аульном сходе граждан «Тамды булок» жительницы степного района области. Среди них бывший директор городка Зухра Дусова, руководившая им последние пять лет. Привлечение и отбор кандидатов, желающих принять на воспитание детей-сирот в свои семьи, их профессиональная подготовка стали отправной точкой для успешной реализации осуществляемой реформы в данной сфере.
Все дети из семейных детдомов ходят в обычные общеобразовательные школы, а для тамдынских ребят даже организовали школьные автобусы. Для оказания несовершеннолетним медицинской помощи их закрепили за семейными поликлиниками Карманинского районного и Зарафшанского городского медицинских объединений.
В свободное от учебы время дети помогают по дому или просто проводят время так, как хотят сами. В семейных детских домах взяли за правило поощрять желания и стремления детей заниматься тем или иным видом деятельности. А еще у воспитанников формируют культуру успешности в жизни и приучают быть в хорошем смысле максималистами: пришел, увидел, победил. Несмотря на то, что в детских домах семейного типа мальчишек и девчонок растят и воспитывают в основном мамы, их мудрости, терпения, любви и заботы хватает, чтобы привить каждому из них главные семейные ценности.
Воспитанникам семейного детского дома «Янги замон болалари» повезло вдвойне: перед ними два человека, на которых можно ориентироваться. Так, служат достойным примером для подражания как уже упомянутая выше директор этого учреждения Дилбар Орзиева, так и ее мама - глава семейства Роза-ая Ирисова, которая дарит свое душевное тепло и делится с юными девочками жизненными наставлениями наравне со своими детьми, 22 внуками и 32 правнуками. И по мере взросления они не перестают быть для Розы-аи детьми.
- Родитель - сложная работа: чтобы дети за тобой пошли, нужно иметь у них авторитет, - утверждает заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан Д. Орзиева. - В тебе они должны видеть пример. Да, я хочу от них многого - хорошей учебы, опрятности, самодисциплины. Однако от себя требую в разы больше. Не скрою, сложно построить такое коллективное воспитание, чтобы каждый при этом чувствовал себя личностью. Но каждый ребенок имеет право на любовь, тепло и ласку, внимание и заботу, а детвора из детского дома - еще и на родительский дом. По опыту работы в детском доме «Мехрибонлик» скажу: когда нас навещали благотворители - организовывали торжества и праздничные угощения, оставляли подарки для воспитанников, в такие моменты дети чувствовали особое внимание к ним. В наших силах дать им любовь, ласку, заботу, привить правильное отношение к жизни и помочь встать на ноги. Ребята, которые воспитываются в детских домах семейного типа, понимают, что они растут в семье, с братьями и сестрами. И это главное.
Рассказывая о своем семейном детском доме, Дилбар Адизовна называет его «наш дом», «семья», «мои дети», а для воспитанников она «мама». И дети ей доверяют и любят.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».
Фото из личного архива Дилбар Орзиевой.