Развивается сотрудничество в экономической, политической, культурно-гуманитарной и в других отраслях, в том числе в военной сфере.
Однако на некоторых сайтах в Интернете стали задаваться следующими вопросами по итогам визита в Узбекистан 27-28 апреля 2021 года министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу:
- опасение перед возможным введением российских войск в Узбекистан в рамках стратегического партнерства;
- возможное вмешательство Республики Узбекистан в военные конфликты России;
- вероятность отрицательной оценки внешней политики Узбекистана со стороны западных стран;
- недовольство в связи с усилением влияния России на Узбекистан;
- необходимость усиления сотрудничество с Европейским Союзом.
Следует отметить, что все эти опасения абсолютно беспочвенны и не имеют под собой логических обоснований.
Во-первых, в основополагающих документах в области обороны, таких как в Конституции Республики Узбекистан (от 1992 года), Концепции внешней политики (от 2012 года), Оборонной доктрине (от 2018 года) имеются ясные и четкие ответы на данные вопросы.
В частности, 10 пункт Оборонной доктрины Республики Узбекистан гласит: «Политика Республики Узбекистан в области обороны основана на следующих принципах:
- недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;
- неучастие Вооруженных Сил в миротворческих операциях и военных конфликтах за рубежом».
В этой связи муссирование слухов о возможном вводе российских войск в Узбекистан, а также о возможном вмешательстве Узбекистана в военные конфликты России являются безосновательными.
Во-вторых, Узбекистан - суверенное государство, которое определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.
В статье 17 Конституции Республики Узбекистан приведено, что: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений…». Поэтому опасения по поводу возможных отрицательных оценок внешней политики Республики Узбекистан со стороны западных стран, недовольство в связи с усилением влияния России на Узбекистан и требования о необходимости усиления сотрудничества с Европейским Союзом также не обоснованы.
Следует отметить, что сотрудничество Республики Узбекистан как с Российской Федерацией, так и со странами Европы, Центральной и Южной Азии, США выстраиваются на принципах доверия, равноправия, взаимного уважения и учета интересов.
Между оборонными ведомствами Узбекистана и России создана расширенная нормативно-правовая база, которая позволяет вести и активизировать сотрудничество по различным направлениям деятельности вооруженных сил.
Основу такого сотрудничества, в первую очередь составляет Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 16 июля 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года.
Необходимо открыто и честно признать, что на сегодня Россия остается крупнейшим партнером в области поставок Вооруженным Силам Республики Узбекистан вооружения и военной техники в целях обеспечения мирной жизни населения Узбекистана, а также обеспечения мира и стабильности в регионе.
Из этого следует резюме: налаживание тесного сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран в данной сфере является логическим продолжением внешней политики Узбекистана, а тенденциозные толки о различных последствиях этого сотрудничества с Российской Федерацией для Республики Узбекистан являются беспочвенными, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РУз.