В Навои обсудили роль и задачи местных Кенгашей в применении налоговых механизмов в развитии регионов с учетом их потенциала, возможностей и предпринимательской активности

    Сегодня местные Кенгаши имеют право устанавливать повышающие коэффициенты земельного налога и арендных платежей. Однако важно учитывать возможности бизнеса и тщательно изучать последствия таких решений. Если уменьшить нагрузку на предпринимателей и способствовать их развитию, доходы бюджета возрастут.

    18 апреля текущего года на видеоселекторном совещании под председательством главы государства обсуждались меры, направленные на снижение негативного влияния глобальных экономических колебаний на отрасли нашей страны. На данном заседании Законодательной палате было рекомендовано провести разъяснительную работу с депутатами местных Кенгашей по вопросам организации работы по определению повышающих или понижающих коэффициентов ставок земельного налога и арендной платы в районах и городах, исходя из возможностей и финансового положения предпринимателей, по согласованию с областными Кенгашами народных депутатов.

    Налоговые механизмы и роль местных Кенгашей в их применении – ключевая тема семинара, прошедшего в городе Навои, с участием депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, председателя Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам предпринимательства, развития конкуренции и промышленности Бобура Бекмуродова, членов Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим вопросам Фирдавса Курбанова и Баходира Маматхонова, а также заведующих секретариатами местных Кенгашей народных депутатов, председателей постоянных комиссий.

    Бобур Бекмуродов на основе углубленного анализа рассмотрел проводимую работу по определению повышающих и понижающих коэффициентов к ставкам налога на земли несельскохозяйственного назначения и арендную плату в районах и городах.

    Указано, что в Налоговом кодексе в новой редакции введены нормы прямого действия. Количество налогов сокращено с 13 до 9. В статье 429 кодекса отражены нормы о применении различных коэффициентов к размерам земельного налога и платежей за аренду земельных участков в целях рационального использования земельных ресурсов и смягчения регионального экономического неравенства. В соответствии с ней установлен точный размер ставок налога на земли несельскохозяйственного назначения с учетом местных условий районов и городов, их месторасположения, уровня обеспеченности инфраструктурой, а также вида экономической деятельности.

    Налоговым кодексом определено, что Кенгаши народных депутатов районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3,0 к налоговым ставкам, установленным к базовым налоговым ставкам в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории. Определение коэффициентов таким образом требует не только стабилизации поступлений в государственный бюджет, но и рационального подхода к повышению эффективности использования этих ресурсов и активизации предпринимательской активности.

    По словам Б.Бекмуродова, практика показывает, что в районах (городах) с примерно равным социально-экономическим потенциалом местные Кенгаши применяли разные повышающие коэффициенты.

    В соответствии с Указом Президента от 30 декабря 2022 года № районы и города делятся на пять категорий в зависимости от специализации и существующих условий для развития малого бизнеса. Исходя из этого, при анализе понижающих и повышающих коэффициентов, входящих в абсолютную базовую ставку налога для юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения, для Учкудукского района, относящегося ко 2-й категории, установлен коэффициент 1,20. Для Нуратинского района, который относится к 3-й категории, и Канимехского, который относится к 4-й категории, установлен коэффициент 1,20, а в Хатырчинском районе, который относится к 4-й категории - 1,30.

    Также при анализе «Понижающих и повышающих коэффициентов, применяемых к базовым ставкам налога, установленным за 1 кв. м. в абсолютном выражении для физических лиц (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения дехканского хозяйства)», наибольший коэффициент среди районов (городов), относящихся к 3-й категории, установлен в Нуратинском районе в размере 1,40, а для Кызылтепинского района, относящегося к этой категории, применен пониженный коэффициент в размере 1,20.

    При анализе коэффициентов, применяемых к налоговым ставкам, установленным Налоговым кодексом по налогу на имущество физических лиц, для всех районов и городов, входящих в 5 категорий, применялся одинаковый коэффициент (1,10). Это, в свою очередь, по-разному влияет на субъекты предпринимательства с разными возможностями и условиями.

    Одна из главных причин подобных ситуаций - местными областным Кенгашем не разработаны четкие критерии установления ставок налога на уровне района и города, а районными и городскими Кенгашами - не установлены повышающие или понижающие коэффициенты в разрезе квартала, массива, махалли, улицы.

    Обозначены конкретные механизмы, используя которые местные Кенгаши народных депутатов смогут обеспечить рациональный подход к решению вопросов.

    Своим видением тематики на семинаре поделились руководители Главного управления экономики и финансов Навоийской области, областного налогового управления и территориального управления Агентства по кадастру.

    Дилфуза Гулямова.

    Фото Шодлика Гайбуллаева.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates