В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определены важнейшие задачи, направленные на повышение качества образования и эффективность обучения. А значит, необходимы дальнейшее совершенствование непрерывной образовательной системы; подготовка для рынка труда современных конкурентоспособных, высококвалифицированных кадров; кардинальное улучшение качества общего среднего образования; углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии и других наиболее востребованных предметов.
Ряд указов и постановлений Президента Узбекистана, принятых в последние годы, стал логическим продолжением проводимых в этой сфере реформ. В частности, на видеоселекторном совещании, проведенном под руководством главы государства 28 января текущего года, особое внимание было уделено вопросам развития школьного образования.
Отмечено, что действующие образовательные стандарты и учебные программы нацелены только на получение учащимися теоретических знаний и не учат детей логическому мышлению, практическому применению знаний, не готовят к жизни. Соответствующее внимание обращено на систему подготовки учителей. Были выдвинуты новые инициативы, направленные на развитие и комплексное реформирование сферы.
Так, 5 апреля этого года под председательством Президента состоялось видеоселекторное совещание по анализу эффективности реформ в сфере народного образования, на котором глава государства объявил о запуске общенационального проекта по переподготовке школьных учителей на основе новых методик, повышению качества обучения в школах даже самых отдаленных районов. Поручено создать в каждом регионе на базе центров повышения квалификации национальные учебные центры для обучения учителей новым методикам, привлечь квалифицированных зарубежных специалистов в области точных и естественных наук. С целью повышения квалификации школьных учителей на местах была поставлена задача по формированию «группы тренеров», состоящей из зарубежных экспертов, преподавателей вузов и национальных образовательных центров, мобильных педагогических групп.
Будущее Нового Узбекистана зависит от воспитания умной и целеустремленной молодежи, жаждущей знаний. Поэтому необходимо модернизировать деятельность образовательной сферы, действующие меры, применяемые в системе, включить инновационные подходы на основе современных тенденций и мировых стандартов. Исходя из требований рынка труда и результатов анализа деятельности общеобразовательных школ необходимо принимать конкретные меры.
Сегодня на предмет «Основы государства и права Республики Узбекистан» выделено четыре часа, на естествознание - пять, музыкальную культуру - семь, химию, информатику и информационные технологии - по десять часов. Это не дает возможности обеспечить учителя определенного предмета полной штатной единицей. Такая проблемная ситуация наблюдается в школах с малым количеством учащихся. Чтобы учитель имел полную штатную единицу, у него должна быть дополнительная квалификация.
Изучение и внедрение опыта развитых стран в сфере образования, налаживание крепкой и современной формы национальной образовательной системы - актуальный вопрос.
В Кембриджском университете, признанном университетом третьего поколения, созданы условия для получения дополнительной квалификации. На новом этапе развития инновационного образовательного кластера, названном «кембриджский феномен», предлагается наладить систему получения дополнительной специализации. Кембриджские квалификационные программы по профессиональному развитию при содействии экспертов помогают кандидатам развивать мышление и практику.
В целях системного развития вузов по подготовке педагогических кадров и совершенствования их навыков управленческой деятельности, разработки современных образовательных программ с внедрением передового зарубежного опыта, поднятия на новый уровень подготовки высококвалифицированных кадров, а также обеспечения гармонизации образования, науки и практики было принято постановление Президента «О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших образовательных учреждений по подготовке педагогических кадров» от 21 июня 2022 года.
Кроме того, отмечена необходимость пересмотреть совместно с зарубежными специалистами образовательные программы вузов и привести их в соответствие с требованиями Национальной рамки квалификаций, Международной стандартной квалификации образования (МСКО-2011) и программ международной оценки (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS). Также поставлены такие задачи, как налаживание академической мобильности между педагогическими вузами; унификация планов и образовательных программ; проведение недельных учебных занятий для студентов 2-4-х курсов, обучающихся на дневном отделении в порядке «4+2»; выделение в рамках ежегодных общих квот приема (утвержденных за счет стипендий Фонда «Эл-юрт умиди») не менее 35 отдельных квот - для педагогических кадров, и другие.
В целях исполнения поставленных Президентом задач в Чирчикском государственном педагогическом университете намечен ряд мероприятий. В частности, разработана Концепция по смежным с направлениями образования студентов специальностям. Так, целесообразно дать обучающимся по направлению «иностранный язык и литература: английский язык» дополнительную квалификацию «иностранный язык и литература: немецкий язык». За счет определенных предметных кредитов студент может получить дополнительную квалификацию в направлениях химия-биология (биология-химия), математика-физика (или наоборот). То есть студент, если нацелен на дополнительную квалификацию, с освоением некоторых кредитов может получить два диплома бакалавра, что в свою очередь благоприятно скажется на материальном обеспечении будущего учителя. Более того, будет решена задача по штатному укомплектованию школ.
Это соответствует и новым нормам по смене вуза. Студенту предоставится возможность получить дополнительное образование в свободное время, ускорится процесс обеспечения школ отдаленных районов квалифицированными специалистами по всем предметам, для высших образовательных учреждений будут привлечены дополнительные средства.
Словом, мы не должны забывать, что исполнение задач, обозначенных в Стратегии развития Нового Узбекистана, указах и постановлениях, направленных на повышение эффективности образования, работа на основе механизма конкретных мер - в приоритете.
Государство уделяет особое внимание воспитанию всесторонне развитых, конкурентоспособных кадров, тем самым возлагает большую ответственность на систему образования в целом и педагогические вузы в частности. Ибо только высококвалифицированный педагог может воспитать грамотную, творческую, свободно мыслящую молодежь.
Ильхом Хайдаров.
Проректор Чирчикского государственного педагогического университета,
кандидат физико-математических наук, доцент.