В помощь школам - дополнительная квалификация педагогов

    Образование 20 сентября 2022 494

    Сегодня учащаяся молодежь активно включается в экономическое развитие страны. Современные юноши и девушки - строители будущего нашего государства. И формирование цельной незаурядной личности молодого гражданина - приоритетное направление государственной политики Узбекистана.

    В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определены важнейшие задачи, направленные на повышение качества образования и эффективность обучения. А значит, необходимы дальнейшее совершенствование непрерывной образовательной системы; подготовка для рынка труда современных конкурентоспособных, высококвалифицированных кадров; кардинальное улучшение качества общего среднего образования; углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии и других наиболее востребованных предметов.

    Ряд указов и постановлений Президента Узбекистана, принятых в последние годы, стал логическим продолжением проводимых в этой сфере реформ. В частности, на видеоселекторном совещании, проведенном под руководством главы государства 28 января текущего года, особое внимание было уделено вопросам развития школьного образования.

    Отмечено, что действующие образовательные стандарты и учебные прог­раммы нацелены только на получение учащимися теоретических знаний и не учат детей логическому мышлению, практическому применению знаний, не готовят к жизни. Соответствующее внимание обращено на систему подготовки учителей. Были выдвинуты новые инициативы, направленные на развитие и комплексное реформирование сферы.

    Так, 5 апреля этого года под председательством Президента состоялось видеоселекторное совещание по анализу эффективности реформ в сфере народного образования, на котором глава государства объявил о запуске общенационального проекта по переподготовке школьных учителей на основе новых методик, повышению качества обучения в школах даже самых отдаленных районов. Поручено создать в каждом регионе на базе центров повышения квалификации национальные учебные центры для обучения учителей новым методикам, привлечь квалифицированных зарубежных специалистов в области точных и естественных наук. С целью повышения квалификации школьных учителей на местах была поставлена задача по формированию «группы тренеров», состоящей из зарубежных экспертов, преподавателей вузов и национальных образовательных центров, мобильных педагогических групп.

    Будущее Нового Узбекистана зависит от воспитания умной и целеустремленной молодежи, жаждущей знаний. Поэтому необходимо модернизировать деятельность образовательной сферы, действующие меры, применяемые в системе, включить инновационные подходы на основе современных тенденций и мировых стандартов. Исходя из требований рынка труда и результатов анализа деятельности общеобразовательных школ необходимо принимать конк­ретные меры.

    Сегодня на предмет «Основы государства и права Республики Узбекистан» выделено четыре часа, на естество­знание - пять, музыкальную культуру - семь, химию, информатику и информационные технологии - по десять часов. Это не дает возможности обеспечить учителя определенного предмета полной штатной единицей. Такая проблемная ситуация наблюдается в школах с малым количеством учащихся. Чтобы учитель имел полную штатную единицу, у него должна быть дополнительная квалификация.

    Изучение и внедрение опыта развитых стран в сфере образования, налаживание крепкой и современной формы нацио­нальной образовательной системы - актуальный вопрос.

    В Кембриджском университете, признанном университетом третьего поколения, созданы условия для получения дополнительной квалификации. На новом этапе развития инновационного образовательного кластера, названном «кембриджский феномен», предлагается наладить систему получения дополнительной специализации. Кемб­риджские квалификационные прог­раммы по профессиональному развитию при содействии экспертов помогают кандидатам развивать мышление и практику.

    В целях системного развития вузов по подготовке педагогических кадров и совершенствования их навыков управленческой деятельности, разработки современных образовательных прог­рамм с внедрением передового зарубежного опыта, поднятия на новый уровень подготовки высококвалифицированных кадров, а также обеспечения гармонизации образования, науки и практики было принято постановление Президента «О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших образовательных учреждений по подготовке педагогических кадров» от 21 июня 2022 года.

    Кроме того, отмечена необходимость пересмотреть совместно с зарубежными специалистами образовательные программы вузов и привести их в соответствие с требованиями Национальной рамки квалификаций, Международной стандартной квалификации образования (МСКО-2011) и прог­рамм международной оценки (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS). Также поставлены такие задачи, как налаживание академической мобильности между педагогическими вузами; унификация планов и образовательных программ; проведение недельных учебных занятий для студентов 2-4-х курсов, обучающихся на дневном отделении в порядке «4+2»; выделение в рамках ежегодных общих квот приема (утвержденных за счет стипендий Фонда «Эл-юрт умиди») не менее 35 отдельных квот - для педагогических кадров, и другие.

    В целях исполнения поставленных Президентом задач в Чирчикском государственном педагогическом университете намечен ряд мероприятий. В частности, разработана Концепция по смежным с направлениями образования студентов специальностям. Так, целесообразно дать обучающимся по направлению «иностранный язык и литература: английский язык» дополнительную квалификацию «иностранный язык и литература: немецкий язык». За счет определенных предметных кредитов студент может получить дополнительную квалификацию в направлениях химия-биология (биология-химия), математика-физика (или наоборот). То есть студент, если нацелен на дополнительную квалификацию, с освоением некоторых кредитов может получить два диплома бакалавра, что в свою очередь благоприятно скажется на материальном обеспечении будущего учителя. Более того, будет решена задача по штатному укомплектованию школ.

    Это соответствует и новым нормам по смене вуза. Студенту предоставится возможность получить дополнительное образование в свободное время, ускорится процесс обеспечения школ отдаленных районов квалифицированными специалистами по всем предметам, для высших образовательных учреждений будут прив­лечены дополнительные средства.

    Словом, мы не должны забывать, что исполнение задач, обозначенных в Стратегии развития Нового Узбекистана, указах и постановлениях, направленных на повышение эффективности образования, работа на основе механизма конкретных мер - в приоритете.

    Государство уделяет особое внимание воспитанию всесторонне развитых, конкурентоспособных кадров, тем самым возлагает большую ответственность на систему образования в целом и педагогические вузы в частности. Ибо только высококвалифицированный педагог может воспитать грамотную, творческую, свободно мыслящую молодежь.

    Ильхом Хайдаров.
    Проректор Чирчикского государственного педагогического университета,
    кандидат физико-математических наук, доцент.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates