Впервые с работами мастера страна ознакомилась на выставке «Ташкент - Флора. 2016». Пройдет еще немного времени - и произведения Камолиддина Абдуллаева будут блистать уже в Выставочном зале культуры и искусства (ныне - Музей Ташкента) в Национальном парке имени Алишера Навои, а затем ими заинтересуются и зарубежные коллекционеры, арт-директоры галерей. Его гипсовые античные скульп­туры прекрасно дополнили выставку «Цветок граната в косу я вплету…», продемонстрировав синтез восточной и западной культуры на Великом шелковом пути.

- Скульптуры из гипса - основной вид нашей профессиональной деятельности, - рассказывает К. Абдуллаев. - В мастерской передаю накопленный опыт молодым. Сегодня мы единственные в республике, кто полностью обеспечивает средние и высшие художественные учебные заведения, школы музыки и искусства необходимыми наглядными пособиями. Отливаем античные скульптуры: по ним будущие мастера живописи и графики, дизайнеры знакомятся с историей культуры, изучают пропорции лица и тела.

Много лет назад Камолиддину открыл двери в мир прекрасного отец, искусствовед Негмат Абдуллаев. Большую часть жизни он проводил в мастерской за изготовлением скульп­тур для студентов, приобщал к делу и сына. А когда встал вопрос выбора профессии, отец предложил Камолиддину стезю художника. Тот сделал неожиданное заявление: «Прежде чем творить, хочу изучить свойства материалов, из которых мастер создает свои произведения».

На помощь юному пытливому уму пришла химия, которую Камолиддин Абдуллаев изучал в институте, а после пар пропадал в отцовской мастерской. Со временем решил продолжить его дело. Правда, уже со знаниями о веществах и их свойствах. Помимо гипсовых фигур, отливаемых по готовым формам, стали появляться авторские творения из искусственного мрамора. Пригодились в работе с молодыми помощниками и педагогические навыки.

По словам Камолиддина, в основе искусственного мрамора лежат полиэфирные смолы. Они и придают прочность этому уникальному материалу, спектр применения которого очень большой. Из него делают подоконники, ванны, столешницы, декоративные фонтаны и скульптуры, отделку офисов и помещений административного назначения. Камолиддин Абдуллаев создает из такого мрамора настоящие произведения, которые радуют глаз воспитанников школ музыки и искусства во многих уголках нашей страны.

- Делая заказы по пособиям для художественных школ и вузов, подумал, что ребята должны получать эстетическое воспитание не только в аудиториях, но и за порогом учебного заведения, - делится Камолиддин.

Так, в двориках школ музыки и искусства стали появляться скульп­туры изящных девушек, словно остановившихся на мгновение в прекрасном танце, мальчиков с дойрой и другими национальными инструментами или увлеченных игрой на скрипке юных музыкантов. Эти скульп­туры, отличающиеся оригинальностью и тонкостью исполнения, - неотъемлемая часть ландшафтного дизайна, призванного искусно сочетать геометрически правильные конструкции зданий с окружающей средой.

Для Камолиддина Абдуллаева природа - холст, на котором создается новая реальность. Здесь в красоте и гармонии сосуществуют скульптуры музыкантов и художников, анималистические изваяния и растения, камни, а также элементы, формирующие определенный стиль ландшафтного дизайна. Их, согласно усто, большое разнообразие. Классический предполагает четкие линии газонов, клумб, садовых дорожек, правильной формы фонтаны; рокарий - каменный цветник, где растения лишь дополняют композицию из камней; альпинарий, он же «альпийская горка», создается в виде островка дикой природы Альпийских гор из скальной породы с яркими вкраплениями пышной растительности. И это только несколько примеров того, как творческая фантазия дизайнера способна преобразить окружающую его действительность.

Творчество подразумевает постоянный поиск новых форм воплощения идей. Это золотое правило помогает Камолиддину Абдуллаеву и его ученикам всегда быть востребованными, достигать успехов в мастерстве.

Примером такого художественного поиска стали наработки по созданию колонн на основе полиэфирной смолы взамен традиционных деревянных. Внешне они ничем не будут отличаться от деревянных: тот же цвет и филигранная резьба с использованием восточных орнаментов «ислими» и «гирих». Зато по прочности их вряд ли превзойдет иной материал.

Таков новаторский подход мастера к своей работе, а главное - любовь к традициям и искусству родного края, который Камолиддин Абдуллаев стремится сделать еще краше.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».