Осуществляемые масштабные реформы в Новом Узбекистане привели к тому, что даже отдаленные регионы страны кардинально меняют свой облик, строится много жилых массивов, а растущие темпы урбанизации становятся причинами роста потребностей в услугах общественного транспорта.
В 2021 году Министерством транспорта РУз проведена инвентаризация маршрутов пассажирских перевозок населения. В частности, насчитываются 174 маршрута между областными и районными центрами и 9259, связывающих между собой махалли и районные центры. Выяснилось, что в 1113 СГМ пока не проложены транспортные маршруты, принимаются меры в целях положительного решения этого вопроса.
В рамках данной работы по республике организованы 88 автобусных направлений и 121 с маршрутными такси, всего 209 новых направлений. В результате из указанных выше 9259 маршрутов на 9227 налажено движение автобусов или маршрутных такси, то есть охват составил 99,7 процента. На этих маршрутах курсируют 345 автобусов, 241 микроавтобус и 734 автомобиля «Дамас».
По итогам 2021 года по республике проведены 69 открытых тендеров, в них размещены 876 маршрутов пассажирских перевозок. При этом 31 тендер включал 246 маршрутов городских направлений, а 38 тендеров - 554 пригородных и 76 междугородних маршрутов.
По республике действовал 3901 маршрут, из которых 3534 действующие, а 367 - отменены ввиду отсутствия потребностей. Из оставшихся маршрутов 897 обслуживают городские направления, 2633 пригородные, 281 внутриобластные междугородние и 90 междугородних. На маршрутах курсируют 42 393 автотранспортных средства, из них 6290 автобусов.
Субъектами предпринимательства, занятыми в сфере пассажирских перевозок в регионах, в 2021 году закуплены 149 новых автобусов. Уделяется также особое внимание вопросу создания необходимой инфраструктуры. Только в прошлом году построены и реконструированы семь зданий автостанций в Самаркандской, Ташкентской, Андижанской, Ферганской, Навоийской, Кашкадарьинской областях и столице.
В первом квартале 2022-го по республике закуплены 111 новых автобусов и микроавтобусов. В частности, в столице, Андижанской, Навоийской, Ташкентской и Ферганской областях - 34 автобуса, в остальных регионах - 77 микроавтобусов. Они уже поставлены на маршруты пассажирских перевозок. Вместе с тем в Ферганской и столичной областях организованы четыре новых автобусных внутриобластных маршрута. В Алатском и Бухарском районах Бухарской области построены и сданы в эксплуатацию два современных здания автостанций.
В целях разработки плана развития общественного транспорта в крупных городах Министерством транспорта и хокимиятом Самаркандской области в сотрудничестве с инжиниринговой компанией Simetra (Российская Федерация) создан мастер-план развития транспортной инфраструктуры агломерации Самарканда до 2030 года.
В целях повышения качества оказываемых населению транспортных услуг пристальное внимание уделяется процессам внедрения в сферу современных цифровых решений.
В частности, согласно постановлению Кабинета Министров «О внедрении автоматизированной системы оплаты за проезд перевозки пассажиров транспортом общего пользования» от 25 ноября 2019 года, в настоящее время в общественном транспорте в Ташкенте, Карши, Ургенче и Гулистане внедрена автоматизированная система электронной оплаты за проезд на общественном транспорте (в автобусах, троллейбусах и метрополитене). До конца 2022-го планируется ввести автоматизированную систему электронной оплаты за проезд на общественном транспорте во всех крупных городах республики. В настоящее время число пользователей электронными транспортными картами превысило 550 тысяч человек. Только в Ташкенте 50-55 процентов ежедневной выручки за проезд поступает именно через транспортные карты.
Помимо этого, согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности общественного транспорта в регионах» от 8 октября 2021 года, утверждены целевые параметры организации новых автобусных маршрутов, связывающих кишлаки с районными центрами, а районные центры с областными, а также примерный состав региональных комиссий по компенсации ущерба, понесенного перевозчиками при перевозках пассажиров на нерентабельных пригородных и междугородних внутриобластных автобусных маршрутах.
Выявлены нерентабельные пригородные, междугородние и внутриобластные автобусные маршруты.
На основе методической рекомендации, утвержденной региональными управлениями, 949 автобусных маршрутов разделены на категории. Из них 565 признаны рентабельными, 75 - низкорентабельными и 309 - нерентабельными. В 2021-2022 годах предусмотрено выделение около миллиарда сумов для выплаты перевозчикам на субсидии нерентабельных маршрутов.
В результате предоставленные средства помогут перевозчикам обеспечивать работу общественного транспорта по графику, перевозку жителей отдаленных мест в течение дня, обновление подвижного состава на этих маршрутах субъектам предпринимательства, занятым в данной сфере.
Руслан Рузметов.
Начальник Департамента развития автомобильного
и речного транспорта Министерства транспорта Республики Узбекистан.