В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Второй день работы пленарного заседания заслушан отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры в 2024 году.
Отмечалось, что в отчетном году органы прокуратуры в рамках контроля за исполнением законодательства в социальной сфере уделяли особое внимание вопросам социальной защиты населения, обеспечения занятости и поддержки малообеспеченных семей, а также сокращению бедности.
В частности, 489 гражданам взысканы задержанная заработная плата и другие выплаты на сумму 3,8 млрд сумов, а также выявлены факты хищения заработной платы и приравненных к ней выплат на сумму 11,2 млрд сумов, по которым приняты соответствующие меры.
Подчеркивалось, что проводится системная работа по укреплению законности в экономической сфере, в частности, по обеспечению безусловной реализации инвестиционных программ, предотвращению хищения энергоресурсов, выявлению и пресечению различных методов и каналов формирования теневой экономики.
29 451 предпринимателю и иностранным инвесторам оказана практическая помощь в обеспечении верховенства закона, а также их прав, свобод и законных интересов.
Особое внимание было уделено участию прокуроров в судебных процессах, принимаемым мерам по противодействию коррупции, борьбе с преступностью и правонарушениями, оперативно-розыскной деятельности.
Сенаторы наряду с положительной работой, проводимой органами прокуратуры, отметили необходимость дальнейшего усиления контроля в отдельных направлениях деятельности.
В частности, подвергнута критике недостаточная эффективность мер надзора по охране здоровья населения, репродуктивного здоровья и профилактике инфекционных заболеваний, а также рост материнской смертности в Республике Каракалпакстан, Бухарской и Хорезмской областях.
Отмечено также наличие недостатков в борьбе с преступностью, сохранении стабильности криминогенной обстановки в стране, проведении поисково-спасательной, осуществлении деятельности по дознанию и предварительному следствию.
Так, из более 67 тысяч совершенных преступлений почти 62 процента составляю преступления, которые можно было предотвратить.
Доля таких преступлений в общем показателе преступности достигла 65 процентов в Ферганской области и Республике Каракалпакстан, а в Наманганской области – почти 70 процентов.
Сенаторами даны рекомендации органам прокуратуры по установлению эффективного надзора за исполнением законодательства в области здравоохранения, профилактики инфекционных заболеваний, репродуктивного здоровья, охраны материнства и детства, всесторонней поддержки молодежи и женщин, а также по дальнейшему усилению надзора за исполнением законодательных актов в сферах экологии и охраны окружающей среды.
По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
На пленарном заседании также обсуждался вопрос О внесении изменений в границы города Каттакургана, Каттакурганского и Нурабадского районов Самаркандской области.
Отмечалось, что данный вопрос имеет важное значение для создания достойных условий жизни для населения, строительства для этой цели инженерно-коммуникационных систем, а также объектов социальной сферы (школ, детских садов, больниц), создания новых рабочих мест.
Сенаторы подчеркнули, что город Каттакурган географически расположен на северо-западе Самаркандской области. Сегодня население города составляет около 95 тыс. человек, общая площадь земель – 4,4 тыс. га.
Темпы роста населения города за последние 5 лет составляют в среднем 1,1 тыс. человек в год.
Кроме того, в Каттакургане проживает около 4 тысяч жителей и студентов, не имеющих постоянной прописки.
Плотность населения составляет 9,5 человек на 1 квадратный километр, что делает его самым густонаселенным районом Самаркандской области.
Поэтому проектом постановления Сената предусмотрены следующие меры.
Так, в целях расширения территории города Каттакургана предусматривается передача в состав города 1,9 тыс. га из граничащего с ним Каттакурганского района и 971 га из Нурабадского района, всего 2,9 тыс. га, а также Каттакурганскому району передаются 600 гектаров земель Нурабадского района, находящихся на границе с Каттакурганским районом.
За счет расширения приграничной зоны численность населения города Каттакургана к 2030 году может превысить 150 тысяч человек.
В результате расширения городской территории Каттакурган из категории средних городов переводится в категорию крупных городов. Будут созданы благоприятные условия для горожан, в частности появится возможность возведения новых объектов инфраструктуры и многоэтажных жилых комплексов, ускорения процессов урбанизации.
Будут созданы новые производственные и сервисные объекты, а также дополнительные рабочие места.
В частности, планируется на площади 50 га создать филиал свободной экономической промышленной зоны «Ургут», а также на площади 30 га – 3 малые промышленные зоны.
По завершении обсуждения по данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
После этого на заседании рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса министру высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан К.Шарипову относительно предупреждения преступности среди студентов.
Отмечалось, что усиления внимания требуют вопросы эффективной организации учебного процесса в высших учебных заведениях, содержательного использования свободного времени студентами, проведения духовно-просветительской работы с ними, укрепления тесного взаимодействия с родителями.
Подчеркивалось, что недостаточная организация работы в этом направлении приводит к формированию нездоровой атмосферы среди студентов, а в ряде случаев – к правонарушениям и преступности.
Если в 2024 году с участием студентов высших учебных заведений было совершено 761 преступление, то за первые 6 месяцев 2025 года 307 преступлений совершены студентами 102 высших учебных заведений. Это свидетельствует о необходимости обращения серьезного внимания данному вопросу.
В частности, основную часть преступлений составляют дорожно-транспортные происшествия, кража, нанесение телесных повреждений, хулиганство, мошенничество.
В разрезе регионов наибольшее количество преступлений приходится на город Ташкент, Ташкентскую, Бухарскую, Наманганскую, Андижанскую, Самаркандскую, Ферганскую и Сурхандарьинскую области.
В разрезе вузов наибольшее количество преступлений приходится на Ташкентский государственный университет транспорта, Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный технический университет, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский государственный экономический университет.
Из-за отсутствия регулярного контроля за учебным процессом и достаточного мониторинга посещаемости занятий студентами в некоторых высших учебных заведениях преступления совершались студентами в учебное время, то есть с 08:00 до 16:00.
Хотя постановлением Кабинета Министров № 563 от 9 сентября 2021 года «О мерах по повышению уровня охвата жильем студентов высших образовательных заведений республики» установлен порядок закрепления тьюторов, некоторыми высшими учебными заведениями не соблюдается это требование.
Недостаточно контролируется вход и выход студентов из общежитий, их проживание и пребывание в ночное время.
Кроме того, несмотря на масштабные реформы, проводимые в сфере высшего образования в последние годы, в отношении лиц, работающих в этой сфере, возбужден ряд уголовных дел по случаям коррупции.
Сенаторы подвергли критике тот факт, что это приводит к росту законных нареканий населения и резкому увеличению числа жалоб граждан на несправедливость.
По завершении обсуждения принято постановление Сената о направлении соответствующего парламентского запроса.
Наряду с тем, на пленарном заседании рассмотрены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о развитии сельского хозяйства, об укреплении материально-технической базы научно-исследовательских институтов и внедрении в сферу достижений науки.
Отмечалось, что по вопросам, отраженным в парламентском запросе, проведена определенная работа.
В частности, в рамках государственных программ, касающихся деятельности научно-исследовательских учреждений системы Национального центра знаний и инноваций в сельском хозяйстве, созданного при Министерстве сельского хозяйства, в текущем году осуществляются научные исследования по 69 проектам общей стоимостью 49,7 млрд сумов, в том числе 49 прикладных, 7 инновационных, 1 фундаментальный и 12 международных проектов.
В первом полугодии текущего года в целях обеспечения занятости населения и повышения доходов за счет расширения объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе реализовано 13 научно-исследовательских проектов методом “хонадонбай”.
Перспективные и новые сорта хлопчатника, созданные научно-исследовательскими институтами, по республике засеяны на 909 тыс. га орошаемых земель, а первичная работа по более 70 новым сортам хлопчатника осуществляется на научно-исследовательских станциях и опытно-семеноводческих хозяйствах областей.
Научно-исследовательскими институтами создан 271 сорт (порода) и гибрид, из которых 107 включены в Государственный реестр, 99 внедрены в производство, а результаты 73 проектов на сумму 82,7 млрд сумов коммерциализированы.
Вместе с тем отмечалось, что некоторые вопросы парламентского запроса сохраняют свою актуальность.
Существует необходимость развития сельского хозяйства, укрепления материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, внедрения научных достижений в сферу, совершенствования институциональных основ действующей нормативно-правовой базы сферы.
Недостаточно эффективно организован механизм внедрения новых сортов, пород и гибридов в практику и коммерциализации научных результатов.
Не налажен механизм своевременного информирования производителей о новых научных разработках и инновациях.
Из-за недостаточного выделения молодым ученым и исследователям средств на создание научных разработок, экспериментальную проверку и текущие расходы наблюдается текучесть кадров.
Сенаторы высказали мнение о необходимости обращения внимания направлениям, которые касаются новых современных биотехнологических и молекулярно-генетических исследований, а также связаны с глобальным изменением климата.
По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
После этого сенаторы рассмотрели Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан, представленный Агентством по противодействию коррупции.
Отмечалось, что в последние годы в стране совершенствовались правовые и институциональные основы предупреждения и противодействия коррупции. Осуществляются системные реформы, направленные на формирование в обществе нетерпимой среды к коррупции.
В 2024 году принято 8 нормативно-правовых актов, направленных на правовое обеспечение проводимых реформ в области противодействия коррупции.
В государственных органах и организациях широко внедрены современные механизмы противодействия коррупции. Принимаются необходимые меры по обеспечению открытости в их деятельности, повышению подотчетности перед обществом.
Наряду с этим, в Стратегии «Узбекистан – 2030» определены целевые показатели, направленные на повышение эффективности системы преодоления коррупционных факторов, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
В целях обеспечения согласованности государственной политики в этой области принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2023-2024 годы, расширен перечень информации, подлежащей публичному обнародованию, с 35 до 40.
Вместе с тем, в ходе обсуждения сенаторами подчеркнуто, что сохраняются некоторые недостатки в области противодействия коррупции.
В частности, анализ уголовных дел, рассмотренных судами по республике в 2024 году, показал, что в Андижанской, Ташкентской, Наманганской, Сырдарьинской областях в результате коррупционных преступлений нанесен наибольший ущерб интересам государства, а в Андижанской, Наманганской Ташкентской, Кашкадарьинской и Самаркандской областях количество коррупционных преступлений увеличилось.
Большинство лиц, осужденных за коррупционные преступления, – это работники системы дошкольного и школьного образования, здравоохранения, коммерческих банков и занятости.
В 2024 году Министерством юстиции выявлено 337 коррупционных факторов в 222 из более 2 тысяч проектов или в 11% из них. Большинство коррупционных факторов выявлено в нормативно-правовых актах, внесенных министерствами экономики и финансов, экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, сельского хозяйства, высшего образования, науки и инноваций.
Большая часть проектов, не представленных для антикоррупционной экспертизы, приходится на долю министерств инвестиций, промышленности и торговли (6), энергетики, сельского хозяйства и иностранных дел (5).
Недостаточно организованы агитационные мероприятия, направленные на разъяснение населению сути и значения законодательных актов, касающихся противодействия коррупции.
В ходе обсуждения членами Сената высказан ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности Агентства по противодействию коррупции, ряда министерств и ведомств, органов государственной власти на местах по противодействию коррупции. Среди них:
– определение путем анализа коррупционных преступлений неотложных мер в государственных органах и организациях, где увеличился уровень преступности;
– активизация агитационно-пропагандистской работы по системе поощрения лиц, сообщивших о коррупции, предупреждение возложения дополнительных обязанностей на работников государственных органов и организаций, а также структур внутреннего контроля органов государственной власти на местах;
– обеспечение регулярного проведения контрольных мероприятий структурами внутреннего контроля, усиление деятельности комиссий по этике.
По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
На 10-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса также рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.
На основании соответствующего постановления Сената Алишер Усманов избран на должность первого заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан – председателем судебной коллегии сроком на пять лет.
Икрам Муслимов освобожден от должности первого заместителя председателя Верховного суда – председателя судебной коллегии, а Нодира Хакимова освобождена от должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан.
Также сенаторами утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания рассмотрено 16 вопросов, в том числе 9 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.