В Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено вхождение страны к 2030 году в ряд 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся международного уровня PISA.

Кроме этого, с целью обеспечения участия Республики Узбекистан в международных исследованиях принято постановление Кабинета Министров «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» от 8 декабря 2018 года. Согласно документу, школы республики будут участвовать в международных исследованиях в рамках программ PIRLS-2021 и PISA-2022. В текущем году в международной программе оценки качества чтения и понимания текста PIRLS наряду с более, чем 60 государствами, впервые примут участие учащиеся нашей страны.

При подготовке к международным исследованиям PIRLS налажено плодотворное сотрудничество с Российской Федерацией, показавшей высокие результаты в данных исследованиях.

Исследование PIRLS проводится Международной ассоциацией оценки образовательных достижений (IEA) и направлено на оценку навыков понимания прочитанного учащимися 4-х классов на международном уровне. По результатам исследования, которое проводилось каждые пять лет с 2001 года, в 2016 году более чем в 50 странах, включая Россию, Сингапур, Гонконг, Ирландию и Финляндию, были зафиксированы высокие результаты, при этом российские и сингапурские студенты показали самые высокие результаты по чтению и пониманию текста.

В рамках подготовки к исследованиям в прошлом году Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством народного образования определила 348 базовых школ страны, к которым были присоединены другие близлежащие школы, сформированы группы учителей-тренеров.

В 2020-м совместно с министерствами народного образования, а также высшего и среднего специального образования организовано более 30 семинаров, в том числе пять международных, направленных на подготовку к международным исследованиям и повышение квалификации учителей-предметников. Издано четыре методических пособия тиражом 40 000 экземпляров и доставлено в каждую школьную библиотеку. Также были подготовлены и опубликованы образцы вопросов, их решения и критерии оценки.