На заседании обсужден проект постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах применения судами норм процессуального закона в связи совершенствованием института пересмотра судебных решений».
Как известно в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный кодексы, а также в кодексы Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, об административной ответственности внесены изменения и дополнения, предусматривающие усовершенствование института пересмотра судебных решений.
Так, с 1 января 2021 года упразднен институт обжалования судебных решений в порядке надзора, кардинально изменен действующий порядок обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, расширены полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы от административных судов в ведение судов по уголовным делам.
Постановлением Пленума судам разъясняется, что по смыслу статей 1, 3 УПК, статей 1, 7 ГПК, статей 1, 6 ЭПК, статей 1, 8 КоАС, статей 1, 9 КоАО судебное разбирательство, в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанции осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент производства судебного разбирательства по делу.
В связи с этим с 1 января 2021 года:
- дела об административных правонарушениях, принятые к производству административных судов, но не рассмотренные по существу до 1 января 2021 года, подлежат передаче по подсудности районным (городским) судам по уголовным делам;
- кассационные жалобы (протесты), по которым начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу областными и приравненными к ним судами или судебными коллегиями Верховного суда;
- кассационные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии их к производству), должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста), если отсутствуют другие основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;
- учитывая, что институт обжалования судебных актов по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке ранее отсутствовал и вводится только с 1 января 2021 года, кассационные жалобы (протесты) по этим делам также должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста);
- на решения, вынесенные судами апелляционной и кассационной инстанций до 1 января 2021 года, может быть подана жалоба (протест) в кассационном порядке в соответствующую судебную коллегию Верховного суда. В случае отмены решения суда апелляционной или кассационной инстанции дело направляется на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела в апелляционном порядке необходимо иметь в виду, что по смыслу части первой статьи 13 Уголовного кодекса уголовное дело подлежит прекращению по пункту 2 статьи 83 УПК в случае, если преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу;
- надзорные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), рассматриваются соответствующими судебными коллегиями Верховного суда в кассационном порядке, если отсутствуют основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;
- находящиеся на изучении судей Верховного суда жалобы (заявления) о принесении протеста в порядке надзора в Президиум Верховного суда должны быть рассмотрены как заявление о принесении протеста о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции повторно;
- наличие определения судьи Верховного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию не является препятствием для обращения с кассационной жалобой (протестом) в пределах сроков кассационного обжалования судебного акта.
Согласно внесенным в процессуальное законодательство изменениям и дополнениям апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым этими же судами начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу соответствующими судебными коллегиями судов данного звена.
Апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), должны быть возвращены заявителям с разъяснением права на обращение с апелляционной жалобой (протестом) в соответствующие судебные коллегии Верховного суда. А в случае истечения сроков апелляционного обжалования – с разъяснением необходимости приложения к апелляционной жалобе ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы (протеста).
Судам также разъясняется, что при рассмотрении ходатайств о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы изменения и дополнения, внесенные в законодательство, могут быть признаны обстоятельством, являющимся уважительной причиной пропуска срока.
При обсуждении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы (протеста) по гражданским, административным, экономическим делам, а также по делам об административной ответственности суды должны исходить из сроков обжалования (опротестования) судебных решений, установленных в ГПК, КоАС, ЭПК и КоАО.
Согласно статьям 438 и 445 ГПК, 326 и 333 ЭПК, 268 и 275 КоАС, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений апелляционной или кассационной инстанции, которыми изменен судебный акт или принят новый, производится в той инстанции, в которой он изменен либо принят новый. В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается тем же судом, которым он ранее был отменен в общем порядке, установленном процессуальным законом.
В связи с этим пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений кассационной инстанции, принятых до 1 января 2021 года, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт, производится соответствующим областным и приравненным к ним судом, которым изменен судебный акт либо принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта кассационной инстанции дело рассматривается этим же судом в апелляционном порядке.
В таком же порядке осуществляется пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений надзорной инстанции, принятых до 1 января 2021 года. В случае отмены судебного акта надзорной инстанции дело рассматривается соответствующей судебной коллегией Верховного суда в кассационном порядке.
Согласно внесенным в статью 25 ЭПК изменениям и дополнениям,
рассмотрение дел об инвестиционных спорах отнесены к полномочиям экономических судов, независимо от того, являются ли юридические или физические лица участниками правоотношений, по которым возник спор.
Вместе с тем по общему правилу дела данной категории, по которым до 1 января 2021 года судами по гражданским делам начато судебное разбирательство (принятые к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу этими же судами.
Исковые заявления (заявления) по данной категории дел, поданные в суды по гражданским делам (сданные в отделения связи) до 1 января 2021 года, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), передаются по подведомственности в экономический суд.
По рассмотренному на заседании вопросу принято соответствующее постановление.
Азиз Абидов.
Пресс-секретарь Верховного суда.