баннер
21 мар. 2025 г.
23:29

    В Ташкенте состоялось пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

    Страна в фокусе 19 марта 2025 320

    В ходе пленарного заседания рассмотрено 16 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

    18 марта 2025 года в Ташкенте продолжило свою работу пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

    Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

    Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

    Второй день работы пленарного заседания сенаторы начали с рассмотрения Закона «О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)».

    Основной целью Соглашения является содействие экономическому росту стран-участниц и расширение торгово-экономических связей между ними посредством инвестиционной деятельности.

    Согласно данному документу предусматривается, что данный банк будет осуществлять свою деятельность в соответствии с международными договорами, международным правом, общепризнанными принципами и нормами банковской деятельности, а Устав банка утверждается в качестве приложения к настоящему Соглашению.

    В Уставе банка также определяются виды деятельности, цели и задачи, функции, льготы, размер уставного капитала и условия подписки на него, а также процедуры управления Банком.

    Кроме того, устанавливается, что Евразийский банк развития собирает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии экономики и финансовых рынков стран-участниц, их инвестиционных возможностях, денежно-кредитных и валютных отношениях, законодательных нормах в сфере банковской деятельности и валютного регулирования.

    Принятие закона служит созданию правовой основы для членства Узбекистана в Евразийском банке развития, обеспечению его права на полное и эффективное участие в его деятельности, а также содействию экономическому росту государств-членов Банка, расширению торгово-экономических связей и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством инвестиционной деятельности.

    По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.

    Далее в ходе пленарного заседания рассмотрен Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания (Ташкент, 18 июля 2024 года)».

    Основная цель Договора направлена на то, чтобы осужденные имели возможность отбывать наказание в государстве, гражданами которого они являются, то есть на Родине, недалеко от своей семьи. В Договоре четко прописаны основания, условия и порядок передачи осужденных, отбывающих наказание, их государству для исполнения приговора.

    Также в документе определены такие важные вопросы, как расходы, связанные с передачей осужденного, разрешение споров, языки двусторонней связи, внесение изменений в Договор и вступление его в силу. Согласно Договору, генеральные прокуратуры Узбекистана и Кыргызстана определены центральными органами сторон.

    Как было отмечено, ратификация Договора позволит ускорить социальную реабилитацию осужденного, обеспечив продолжение отбывания, назначенного ему наказания в государстве своего гражданства.

    Безусловно, отбывание осужденными наказания в государстве своего гражданства, давая им возможность регулярно видеться с близкими родственниками, положительно влияет на семейные отношения осужденных и ускоряет их адаптацию к общественной жизни.

    По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.

    После этого на пленарном заседании сенаторы рассмотрели доклад (отчет) Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана) о деятельности в 2024 году.

    Отмечалось, что в 2024 году институт Омбудсмана на основе новых конституционных положений провел работу по осуществлению действенного парламентского контроля за соблюдением законодательства о правах, свободах и законных интересах человека, совершенствованию национального законодательства в данной сфере и национального превентивного механизма, развитию международного сотрудничества, а также повышению правового сознания и правовой культуры граждан.

    Достигнуты положительные результаты благодаря принятым мерам по предупреждению повторных обращений в рамках исполнения Постановления Сената от 30 марта 2024 года. Количество повторных обращений составило 3077 в 2024 году, что на 21 меньше, чем годом ранее.

    В целях повышения правового сознания и правовой культуры населения в сфере прав и свобод человека в рамках проекта «Школа Омбудсмана» проведены агитационные мероприятия в 86 районах и городах страны. В прошлом году в средствах массовой информации организовано более 4 тысяч выступлений, посвященных деятельности Омбудсмана.

    На пленарном заседании отметили, что наблюдаются и некоторые недостатки и проблемы, на которые следует обратить внимание.

    В частности, в 2024 году количество поступивших в Омбудсман обращений (23 422) увеличилось на 4 800, или на 25 %, по сравнению с 2023 годом.

    Если обратить внимание на направления поступивших в 2024 году в Омбудсман обращений, то становится очевидно, что 31,8% обращений составляют обращения в области социального права, и этот показатель увеличился на 82% по сравнению с 2023 годом.

    Поступило 294 обращения по вопросам ограничения прав женщин, их притеснения в семьях, обеспечения мирной жизни и предупреждения насилия в семье. Такие обращения на 121% больше, чем в предыдущем году (133).

    Вместе с тем, региональным представителям Омбудсмана направлены 3857 обращений из Секретариата Омбудсмана и непосредственно от граждан. Однако, обращения, направленные региональным представителям Омбудсмана составили лишь 16,4% от общего числа обращений.

    В ходе обсуждений определены соответствующие задачи, направленные на эффективное использование мер воздействия, установленных законодательством, изучение обращений в разрезе регионов, откуда поступает наибольшее количество обращений, повышение эффективности мониторинговых посещений с целью более глубокого ознакомления с условиями, созданными в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и проблемами лиц, содержащихся там, совершенствование деятельности региональных представителей по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

    По итогам рассмотрения данного вопроса принято соответствующее постановление Сената.

    На очередном пленарном заседании также был заслушан доклад Уполномоченного по правам ребенка о состоянии соблюдения государственными органами законодательства о правах ребенка.

    Как было отмечено, в 2024 году на имя Детского омбудсмана поступило в общей сложности 1 064 обращения от граждан Республики Узбекистан, граждан и омбудсманов иностранных государств, общественных организаций и других юридических лиц. Доля обращений по сравнению с 2023 годом увеличилась в 2,4 раза.

    В прошлом году Уполномоченный по правам ребенка и работники его секретариата совершили в общей сложности 31 мониторинговое посещение учреждений, которые ребенок не может покинуть по своей воле. За этот период они в качестве наблюдателей участвовали в судебных заседаниях по 46 гражданским, уголовным и административным делам.

    Отмечалось, что в результате изучения обращений, поступивших на имя Уполномоченного по правам ребенка, а также анализа имеющихся проблем в законодательстве в области прав ребенка, в государственные органы и организации внесено 40 аналитических материалов и совместно с ответственными органами разработаны 3 законопроекта.

    Детский омбудсман на основе анализа и мониторинга обращений отреагировала на нарушение государственными органами прав и законных интересов детей. Так, Уполномоченный по правам ребенка направила всего 36 предупреждений, представлений, заключений и ходатайств о принесении протеста на судебные акты.

    Как отмечается в докладе, по фактам насилия в отношении детей, выявленным в результате изучения обращений, возбуждено 14 уголовных и 18 административных дел.

    За физическое насилие над ребенком в образовательных учреждениях и хладнокровное отношение к своей профессиональной деятельности привлечены к административной ответственности 7 работников.

    За грубое поведение в отношении детей к 22 работникам применены дисциплинарные взыскания.

    Также совместно с ответственными государственными органами расследовано 83 случая нарушения прав мальчиков и девочек, которые были установлены в ходе мониторинга сети Интернет, возбуждено 15 уголовных дел и 9 административных дел по фактам насилия в отношении детей.

    Кроме того, совместно с центрами социальных услуг «Инсон» по 87 случаям проведена оценка социально-психологического состояния ребенка в регионах, 11 детям назначены опекуны или попечители.

    На основании обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка и запросов партнерских организаций в Узбекистан было возвращено 52 детей, оставшихся без попечения родителей за границей.

    В целях открытого и прозрачного информирования о деятельности Детского омбудсмана созданы официальные страницы в социальных сетях, запущен официальный сайт Bolalarvakili.uz.

    По завершении обсуждения принято постановление Сената об итогах рассмотрения доклада.

    Кроме того, на пленарном заседании рассмотрен вопрос об утверждении Комплексной программы мер по реализации в 2025 году Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

    На пленарном заседании представлена информация о работе по обеспечению гендерного равенства, повышению роли женщин в общественно-политической жизни.

    Отмечалось, что за прошедшее время принято 14 нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, улучшение экономических и социальных условий женщин.

    В Академии государственного управления 827 женщин прошли обучение в рамках образовательных программ, направленных на развитие знаний и профессиональных навыков государственных гражданских служащих.

    Более 30 женщин-руководителей повысили свою квалификацию в различных областях в Австрии, Чехии, Латвии, Турции, Корее, Китае и Японии.

    Политическими партиями проведены смотр-конкурсы «Женщина-политик», «Деловая женщина», мероприятия на тему «Депутат и молодежь», «Добро пожаловать в политику», «Онлайн-школа лидеров», «Я успешная женщина», «Я женщина-лидер», «Я буду депутатом», которые направлены на повышение политической активности женщин.

    После парламентских выборов 2024 года доля женщин среди членов Сената достигла почти 27 %, в Законодательной палате 38 %, а в местных Кенгашах 32,5 %.

    В рамках квоты на основе стипендий Попечительского совета Фонда «Эл-юрт умиди» женщинам выделено дополнительно по 30 мест для обучения в бакалавриате и магистратуре. 148 женщин стали стипендиатами Фонда «Эл-юрт умиди» для обучения в зарубежных высших образовательных учреждениях.

    Системные меры, проводимые в этом направлении, также получили широкое признание международного сообщества. В Индексе Всемирного банка Узбекистан вошел в топ-5 самых быстрорастущих стран мира в сфере гендерного равенства. В Индексе гендерного равенства и управления (GEGI) Узбекистан поднялся на 51 позицию и занял 52-е место.

    На пленарном заседании также критически обсуждено, что целевые показатели не достигнуты в установленные сроки, соответствующим министерствам и ведомствам даны поручения.

    Подчёркивалась необходимость расширения экономической активности женщин, сокращения неравенства в оплате труда, широкого вовлечения женщин в сферы с высокими доходами, в частности в сферы финансов, информационных технологий, увеличения доли женщин в составе исполнительных органов государственных предприятий, включая советы директоров и наблюдательные советы, предупреждения различных стереотипов, связанных с обеспечением гендерного равенства, и широкого распространения среди населения норм, касающихся гендерного равенства.

    На пленарном заседании принята Комплексная программа мер по реализации в 2025 году Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

    В программу включены такие вопросы, как внедрение международных стандартов по совершенствованию законодательных основ, направленных на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, повышение политико-правового потенциала женщин на государственной службе, поддержка женщин, желающих учиться в области естественных наук, технологий, технического творчества, математики, формирование у женщин навыков реализации научных и стартап-идей, широкое вовлечение их в научно-инновационную деятельность.

    Сенаторы отметили, что программа будет способствовать выполнению национальных и международных обязательств. Поэтому не менее важно обеспечить своевременное выполнение поставленных в ней задач и мер, и усиление работы в данном направлении.

    По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената.

    Наряду с тем, на пленарном заседании рассмотрены результаты парламентского запроса по некоторым вопросам трудовой деятельности в порядке самозанятости, который был направлен в Кабинет Министров соответствующим постановлением верхней палаты от 10 июля 2024 года.

    Как отмечалось, пересмотрена норма, предусмотренная статьей 408 Налогового кодекса, согласно которой данная категория лиц уплачивали социальный налог до 1 декабря отчетного года. Этот срок продлен до 31 декабря.

    Эти льготы установлены в Законе «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2025 год».

    Продление срока уплаты социального налога до 31 декабря для самозанятых граждан, желающих иметь трудовой стаж, создает ряд удобств. В частности, благодаря этому порядку занятые лица могут иметь стаж работы 1 год при уплате социального налога 1 раз в 1 год в размере базовой расчетной величины.

    В ходе обсуждения, прошедшего в критическо-аналитическом духе, сенаторами отмечено, что некоторые вопросы, поднятые в парламентском запроса, до сих пор не решены. В частности, не завершена работа по внедрению правовых механизмов учета трудового стажа пропорционально уплаченной сумме налога при уплате самозанятыми лицами суммы социального налога меньше установленной суммы или возврата уплаченной суммы налогоплательщику.

    Не решен и вопрос предоставления гражданам, не имеющим достаточного трудового стажа для назначения пенсии по возрасту (когда не хватает немного стажа от 6 месяцев до 1 года), возможности учета необходимого трудового стажа путем самозанятости. Значит, решение подобных проблем остается актуальным. Сенаторы дали свои предложения по их устранению.

    По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

    Сенаторы также утвердили постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В ходе пленарного заседания рассмотрено 16 вопросов, в том числе 11 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

    На этом пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

    Информационная служба

    Сената Олий Мажлиса

    Республики Узбекистан.

    No date selected
    март 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates
    Мы в Телеграм
    Text to speech