Такова оценка, данная региону в ходе проведенного Всемирным банком онлайн-брифинга «Транспортная связанность в Центральной Азии: вызовы и возможности».
Страны Центральной Азии являются одними из наименее «соединенных» экономик в мире, говорится в сообщении Всемирного банка по итогам мероприятия.
Подчеркивается, что стоимость импорта и экспорта товаров в Центральной Азии остается высокой, что подрывает их конкурентоспособность за рубежом и повышает стоимость импортных товаров для местных потребителей.
«Например, себестоимость доставки контейнера в Шанхай из любой страны Центральной Азии более чем в пять раз превышает стоимость его транспортировки из Польши или Турции», - говорится в сообщении.
По мнению участников брифинга, улучшение транспортной связанности в Центральной Азии требует комплексного подхода. Улучшение транспортной инфраструктуры и логистики, сокращение задержек грузов на границах, снижение торговых и транзитных тарифов, а также согласованный подход к стандартам содействия транспортным перевозкам и торговле в странах Центральной Азии могут оказать положительное влияние на экономику региона. Расширение доступа к дорожной сети также позволит большему числу людей получить доступ к услугам образования, здравоохранения, занятости и экономическим возможностям.
Руководитель программ по развитию инфраструктуры Всемирного банка в Центральной Азии Антонио Нуньес считает, что страны Центральной Азии пока не реализовали огромный потенциал внутренней и внешней торговли. Нуньес полагает, что улучшению транспортной связанности может увеличить ВВП стран региона примерно на 15%.
Анализ показывает, что развитие транспортных коридоров способствует экономическому росту на прилегающих к ним территориях.
За последние двадцать лет страны Центральной Азии направили значительные средства в развитие инфраструктуры. Однако регион по-прежнему отстает от других стран со средним уровнем доходов как по объемам инфраструктурных инвестиций, так и усилий по поддержанию эксплуатационного состояния инфраструктуры.
Цепочки поставок хороши настолько, насколько хорошо их самое слабое звено, а устойчивые улучшения требуют сложных изменений в ряде аспектов политики в таких областях, как инфраструктура, содействие торговле и услуги. Эти усилия требуют целенаправленности и настойчивости - сочетание, которого пока достигли немногие страны, согласно новому исследованию торговой логистики Группы Всемирного банка.
Несмотря на некоторый прогресс, достигнутый в последнее время, Индекс эффективности логистики либо остался на том же уровне, либо снизился по сравнению с 2010 годом во всех странах Центральной Азии. Согласно данным программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, инвестиции в транспортные коридоры окупаются за счет экономии времени в пути ввиду повышения средней скорости перевозок. Однако эта экономия времени часто сводится на нет при пересечении границ из-за неэффективных процедур и ограниченной пропускной способности таможенных постов.
Основные сложности для налаживания транспортной связанности в Центральной Азии включают: проблемы низкой производительности государственных предприятий, которые доминируют в транспортных перевозках всех стран региона, необходимость гармонизации стандартов содействия транспортным перевозкам и торговле, повышения качества инфраструктуры на местном, национальном и региональном уровнях, а также улучшения систем управления процессами и повышения их эффективности.
«На сегодняшний день страны региона инициировали или присоединились к ряду соглашений по транспортной связанности, различающихся по типу инфраструктуры и географическому охвату. Правительствам региона необходимо расставить приоритеты и определить наиболее подходящие инициативы, способствующие экономическому развитию их стран», - подчеркнула Лилия Бурунчук, региональный Директор Всемирного банка в Центральной Азии. - «Всемирный банк продолжит содействовать государствам Центральной Азии в усовершенствовании их транспортной связанности посредством консультативно-аналитических услуг и финансирования, объемы которого в области развития инфраструктуры достигли более 5 миллиардов долларов за последние 10 лет».
В ходе онлайн-брифинга отмечалось, что во всем мире на транспорт приходится четверть всех выбросов парниковых газов. В столицах и крупных городах Центральной Азии транспорт генерирует выбросы твердых частиц, превышающие максимальные уровни, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Это приводит к повышению заболеваемости и преждевременной смертности среди населения.
В этой связи возрастает необходимость внедрения экологичных, устойчивых и «умных» транспортных решений, интегрированных с процессами городского планирования, с целью сокращения выбросов транспортными средствами, повышения эффективности систем мониторинга качества воздуха и уменьшения загрязнения воздуха.