Отмечалось, что в стране проводится системная работа, направленная на повышение эффективности мероприятий по предупреждению незаконного оборота пиротехнических изделий.
Однако несмотря на проведение ответственными министерствами и ведомствами конкретных целенаправленных мероприятий, невозможно полностью охватить случаи незаконного ввоза пиротехнических изделий на территорию республики из-за рубежа.
В целях дальнейшего усиления мер по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также обеспечения соблюдения конституционного принципа соразмерности при применении мер правового воздействия возникает необходимость закрепления ограничений на оборот пиротехнических изделий на уровне закона.
Данным Законом раскрывается понятие пиротехнических изделий. Устанавливается, что устройства, предназначенные для создания оптических, акустических, электрических и других визуальных эффектов с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава, относятся к категории пиротехнических изделий, эти предметы делятся на I–V классы опасности.
Кроме того, устанавливается свободный и ограниченный оборот пиротехнических изделий.
Так, четко закрепляется, что в свободном обращении находятся пиротехнические изделия, относящиеся к I классу опасности, то есть пиротехнические предметы с радиусом опасной зоны не более 0,5 метра, такие как бенгальские маяки, настольные фонтаны, хлопушки. Не будет никаких запретов на производство, хранение, использование и иные виды деятельности пиротехнических изделий, относящихся к данному классу.
Ввиду высокой опасности для граждан и общества полностью запрещен для граждан и юридических лиц оборот пиротехнических изделий II класса опасности, т.е. пиротехнических изделий с радиусом опасной зоны до 5 метров, такие как петарды, пиротехнические фонтаны, предназначенные для использования на открытых площадках.
Не допускаются производство, изготовление, ввоз на территорию Республики Узбекистан, транспортировка, отгрузка, передача, приобретение, хранение и использование физическими и юридическими лицами пиротехнических изделий, относящихся ко II–V классам опасности. Однако разрешены производство, изготовление, хранение, транспортировка и передача этих предметов предприятиями оборонной промышленности с государственным участием.
На территории Республики Узбекистан могут использоваться пиротехнические изделия III–V классов опасности при проведении массовых мероприятий, связанных с организацией фейерверков, а пиротехнические изделия II–V классов опасности – в промышленных и военных целях.
Устанавливается, что государственный контроль за оборотом пиротехнических изделий осуществляется Национальной гвардией Республики Узбекистан, органами внутренних дел и таможни.
В Кодексе об административных правонарушениях усиливается административное наказание, установленное за незаконное использование пиротехнических изделий (статья 1851). В частности, за этот вид правонарушения действующий штраф в размере от пяти до двадцати базовых расчетных величин увеличивается с пятнадцати до двадцати пяти базовых расчетных величин.
Сенаторы в своих выступлениях подчеркнули, что данный Закон направлен на установление эффективного государственного контроля за ввозом, производством, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием пиротехнических изделий в нашей стране, предотвращение их незаконного оборота, а также обеспечение защиты прав потребителей.









