Действующий закон от 1999 года устарел и не отвечает современным требованиям рыночной экономики. Новый закон направлен на создание условий для предпринимательской деятельности в транспортной сфере, широкое привлечение иностранных инвестиций и совершенствование международного сотрудничества в сфере железнодорожных перевозок.
Новая версия Закона включает более широкий набор понятий и определений, в частности, железнодорожный транспорт подразделяется на ж/д транспорт общего и необщего пользования. Также урегулирован порядок использования железнодорожной инфраструктуры общего пользования и деятельность оператора инфраструктуры, права и обязанности перевозчиков.
В законе определены требования к безопасности на железнодорожном транспорте. При этом ответственность за обеспечение безопасности перевозок возлагается на предприятия, обеспечивающие транспортный процесс, и на перевозчиков.
Тарифы на железнодорожном транспорте свободно формируются на основе рыночных принципов. Кроме того, Законом отменена практика государственного регулирования цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов, перевозке пассажиров в высокоскоростных и скоростных поездах.
В то же время в документе содержатся нормы возмещения убытков перевозчика железнодорожного транспорта, порядок их компенсации за счет средств госбюджета.
Также в законе определяются конкретные направления привлечения инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры, источники финансирования строительства и реконструкции железных дорог общего и необщего пользования и вокзалов.
В соответствии со статьей 19 Конституции вводится право отдельных категорий пассажиров на бесплатный проезд по железной дороге.
Документом определены полномочия Кабинета министров, Министерства транспорта и Транспортной инспекции, а также АО «Узбекистон темир йуллари».
Документ вступит в силу с 1 января 2025 года, за исключением статей 1–29, 31–57, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования Закона, сообщает «Norma».