Для информации: законопроект, разработанный Министерством охраны окружающей среды и изменения климата в целях усиления дисциплины оплаты услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, призван обеспечить реализацию пункта 4 Указа Президента Республики Узбекистан №УП-4 «О мерах по совершенствованию системы управления отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию».
В соответствии с документом в законы «О защите прав потребителей», «О конкуренции» и «Об электроэнергетике» предусмотрено введение механизмов взимания платы за услуги по вывозу мусора вместе с оплатой за электроэнергию.
В частности, к закону «О защите прав потребителей» применена практика временного ограничения приема платежей за электроэнергию в случае неуплаты за услуги по сбору и вывозу отходов;
Согласно Закону «Об электроэнергетике», санитарно-очистные предприятия совместно с электроснабжающими организациями посредством СМС должны информировать абонентов, имеющих задолженность по ежемесячной оплате за услуги по вывозу отходов, использованной электроэнергии, а также о своевременной оплате услуг в установленные сроки. В случае, если задолженность не будет погашена после информирования потребителя, вводятся правила о временном ограничении приема платежей за электроэнергию до момента устранения этой задолженности.
Для справки: в настоящее время наблюдается большое количество случаев задержки или неуплаты платежей населением за услуги по сбору и вывозу отходов, в результате чего дебиторская задолженность (615,6 млрд сумов) ежегодно продолжает увеличиваться. Теперь, если граждане не погасят задолженность за санитарно-очистные услуги даже после специального предупреждения, они не смогут платить за электроэнергию до тех пор, пока долг не будет погашен.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан №УП-5 от 4 января 2024 года, данная система внедряется поэтапно в следующем порядке:
На 1-м этапе с 1 января 2024 года - в Ташкенте, Нукусе и административных центрах областей за 6 месяцев задолженности;
На 2-м этапе с 1 августа 2024 года - во всех регионах республики за 3 месяца задолженности;
На 3-м этапе с 1 января 2025 года - за ежемесячную задолженность.
Кроме того, согласно закону, GPS спецтехника санитарно-технических предприятий теперь будет интегрирована в платформу «Toza Makon-billing». В этом случае выплаты учитываются для жителей данной территории только в том случае, если система загрузит в эту систему фотографии, доказывающие, что спецтехника по GPS заезжала на соответствующую территорию и что поставщики услуг произвели уборку отведенных территорий. В частности, если на основании плана-графика санитарно-очистительных предприятий планируется въезд, к примеру, 8 раз в месяц, платежи рассчитываются через систему столько раз, сколько спецтехника выполнила план по данному графику. Если поездки не увеличены на основании вышеуказанных требований и не загружены фотографии, доказывающие въезд и очистку соответствующей территории, данная система не будет рассчитывать платежи.
Основная цель закона - обеспечить последовательность и справедливость оплаты услуг по санитарной очистке, оказываемых населению. Это, в свою очередь, способствует снижению задолженности между населением и обслуживающими организациями, повышению качества услуг и улучшению инвестиционных возможностей. В то же время это позволит улучшить платежную дисциплину и внедрить механизм взимания обязательной платы за бытовые отходы вместе со счетами за электроэнергию. Кроме того, это способствует привлечению субъектов предпринимательства и защищает от финансовых санкций, которые могут возникнуть в случае несвоевременной оплаты платежей.