В соответствии с Указом Президента от 1.06.2023 г. № УП-82 основными направлениями перехода к предоставлению населению всех мер социальной поддержки на основе IT определены:
- поэтапная полная автоматизация процессов назначения, предоставления, мониторинга и оценки соцплатежей и субсидий, соцуслуг и помощи посредством внедрения ИС «Социальная карта»;
- отмена сбора документов со стороны категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, для получения социальных услуг, помощи и выплат;
- получение государственной социальной поддержки адресно, в короткие сроки, дистанционно и проактивно;
- упрощение взаимодействия между государством и субъектами предпринимательства за счет развития цифровых сервисов в рамках внедрения социального страхования;
- повышение эффективности деятельности госорганов и органов государственной власти на местах, предоставляющих государственную социальную поддержку на уровнях республики, области, района (города) и махалли.
Посредством социальной карты с использованием ИС «Социальная карта» населению предоставляются:
а) с 1 декабря 2024 года вновь назначаемые социальные выплаты, услуги и льготы, в том числе приобретение протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации в стоимости ваучеров, определяемых Кабинетом Министров;
б) с 1 апреля 2025 года поэтапно:
- упраздняются бумажные формы справок и удостоверений об инвалидности, студенческих удостоверений, ученических удостоверений, удостоверений участника войны или приравненного к нему лица с заменой их на социальную карту;
- предоставляются льготы на использование услуг общественного автомобильного, железнодорожного, авиа- и речного транспорта, линейного такси для лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, а также льготы для других категорий населения, имеющих право на льготное пользование данной услугой;
- вводятся льготы на бесплатное или с частичной оплатой посещение государственных социальных объектов, концертно-зрелищных и иных мероприятий, вход на которые регулируется на основе системы билетных операций.
Кроме того, с 1 июля 2025 года по такому же порядку осуществляется возврат в течение одного рабочего дня суммы, оплаченного НДС физлицам, включенным в «Единый реестр социальной защиты», в пределах установленного размера при приобретении определенных законодательством товаров (услуг).
При этом не требуется сканирование фискального знака закупочного чека с помощью матричного штрих-кода такой покупки через специальное мобильное приложение налоговых органов.
С 1 октября 2025 года через социальную карту гражданам будут предоставляться всеми госорганами и организациями, осуществляющими деятельность за счет бюджетных средств, социальные услуги и помощь, субсидии, гранты, льготы и социальные гарантии за счет бюджетных средств.
Документом также предусмотрено с 1 октября 2025 года предоставить лицам, получающим пенсии, право по их желанию получать пенсии по возрасту, инвалидности и потере кормильца.
«Социальная карта» выдается Национальным агентством социальной защиты гражданам Узбекистана, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории республики, и содержит уникальный персональный номер, не подлежащий изменению.
Утверждены:
- План мер по внедрению программно-аппаратного комплекса информационной системы «Социальная карта»;
- Перечень наборов государственных данных, подлежащих информационному взаимодействию путем интеграции информационной системы «Единая национальная социальная защита» с межведомственной интеграционной платформой «Электронное правительство».
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 23.07.2024 года, сообщает «Norma».