Проект по созданию антикоррупционных лабораторий презентован 2 декабря текущего года в ходе международного онлайн-семинара «Вопросы внедрения «вакцины добропорядочности» в деятельность госслужащих», организованного в рамках Антикоррупционной недели в Узбекистане.
Проект представляет собой масштабное антикоррупционное исследование, которое будет проходить в восемь этапов. Конечная цель - получить как можно более полную картину коррупционной ситуации на всех этапах образования: от дошкольного до высшего, сообщает пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш».
Образование - одна из тех сфер, с которой в течение жизни, так или иначе, соприкасается большинство граждан. Родители стремятся обеспечить детям доступ к качественному образованию в лучших заведениях, однако лучших на всех желающих не хватает. Система образования - одна из самых обсуждаемых и чувствительных тем в социальных сетях. Именно поэтому отправной точкой проекта по созданию антикоррупционных лабораторий выбрана данная сфера.
Так, на первом этапе исследования призваны выявить возможные и реальные коррупционные риски, слабые места в системе народного образования, в частности, на этапе поступления детей в начальную школу. Почему в одних школах недобор, а в других дети учатся в несколько смен? Что толкает людей на совершение коррупционные деяний? Где начинается и где заканчивается коррупционная цепочка? Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Чтобы получить ответы на эти вопросы, эксперты лабораторий проанализируют данные, собранные в школах по всей республике, при участии широкой общественности, волонтеров, из разных источников, с использованием разных инструментов, проанализированные с разных ракурсов, с учетом международного опыта.
Коррупционные риски будут оцениваться на основе результатов опросов, статистических данных, информации правоохранительных органов и органов финансового контроля, а также обращений юридических и физических лиц и специального мобильного программного обеспечения. Сбор информации и анализ коррупционных рисков будут проводиться на постоянной основе, а соответствующие меры планируется разрабатывать каждые три месяца.
На основе полученных результатов планируется применить данный опыт и в других направлениях образования, учитывая такие актуальные проблемы, как прием на работу преподавателей и распределение часов и классного руководства, сбор классного и школьного фонда, госзакупки в сфере общего образования, прием абитуриентов в высшие учебные заведения, взяточничество между преподавателями и учащимися.
Собранные, проанализированные и обобщенные данные будут представлены в виде всеобъемлющего доклада по коррупционным рискам с взвешенными рекомендациями по кардинальному изменению и обеспечению прозрачности в сфере образования. Ожидается также, что подобные лаборатории будут созданы для решения проблем и в других сферах, таких как здравоохранение, строительство.
Справка: по данным ООН, коррупция обходится мировой экономике в 5 процентов глобального ВВП, а ежегодный мировой объем взяток составляет 1 трлн долларов. В Европе и Центральной Азии каждый третий гражданин считает, что коррупция является серьезной проблемой, стоящей перед их обществами. В Узбекистане, коррупция не только снижает и без того низкое качество образования, но и влияет на позиции вузов в международных рейтингах.