В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сначала сенаторы обсудили Закон «О стандартизации» в новой редакции.
Отмечалось, что действующий закон был принят в 1993 году и по содержанию не соответствует сегодняшним требованиям и международным актам в области стандартизации.
Закон нацелен на регулирование отношений в области стандартизации. В Законе понятие государственного стандарта означает обязательное исполнение, в связи с чем он изменен как «национальный стандарт». Так как устанавливается, что национальные стандарты применяются на добровольной основе.
В соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, Международной организации по стандартизации и других организаций стандарты применяются на добровольной основе для того, чтобы производители могли выйти на потребительские рынки или зарубежные рынки и повысить свою конкурентоспособность.
С принятием Закона более 18 тысяч стандартов переходят от обязательного характера к добровольному. Одновременно вводится порядок применения в Республике Узбекистан международных, региональных и зарубежных стандартов. При этом они применяются по решению Национального органа путем принятия без изменения в качестве национальных стандартов.
В области стандартизации также вводится процедура применения «предварительного стандарта» (DS - Dastlabki Standart), который принимается на определенный срок.
Отменяется порядок отдельного ведения работы по стандартизации в разрезе разных ведомств. Полномочия по принятию решений об экспертизе, утверждении, регистрации, обновлении стандартов передаются Национальному органу по стандартизации - Узбекскому институту стандартов при Узбекском агентстве технического регулирования.
Помимо этого, четко определяется и порядок организации деятельности по стандартизации. В частности, устанавливается порядок планирования работы по стандартизации, создания и ведения информационной базы, применения стандартов, публикации и распространения стандартов, разрешения споров в области стандартизации, то есть создания Апелляционной комиссии.
Принятие закона облегчит субъектам предпринимательства и создаст удобства при производстве своей продукции и товаров и оказании услуг на основе современных и зарубежных стандартов. Это послужит обеспечению населения качественными продукциями и услугами.
Закон одобрен сенаторами.
Далее был рассмотрен Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Как известно, в годы независимости принят ряд нормативно-правовых актов в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество в целях обеспечения благосостояния населения и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Однако сегодня отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются нормативно-правовыми актами различной силы. Их разбросанность и, в то же время, противоречивость норм, оказало свое негативное влияние на регулирование данной сферы.
В этой связи время само диктует необходимость дальнейшего усиления защиты прав граждан и предпринимателей на недвижимое имущество и обеспечения гарантий надежной защиты.
В качестве решения этих вопросов разработан Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
В нем указаны виды недвижимого имущества, права и ограничения, касающиеся их, последовательность государственной регистрации, государственной регистрации права на земельные участки и отказа в этом, досудебное решение споров, правовое решение всех отношений, связанных с иными сферами.
Закон не только устраняет существующие проблемы, но и усиливает защиту прав граждан и предпринимателей на недвижимое имущество, и является юридическим документом, надежно защищающим и, что важно, имеющим прямое действие.
В результате принятия Закона усилится государственная гарантия прав на недвижимое имущество физических и юридических лиц.
Будет обеспечена надежная защита прав собственников. Споры, связанные с недвижимым имуществом, будут решаться в суде, изменится отношение к частной собственности, будут достигнуты привлечение инвестиций в экономику и стабильное развитие экономики.
По завершении обсуждения Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
Особо отмечалось, что данный Закон разработан с учетом предложений и мнений общественности.
Сегодня в целях увековечения памяти лиц, оставивших глубокий след в истории Узбекистана или мира, в том числе общественных и государственных деятелей законодательством четко не регламентирован порядок присвоения их имен географическим объектам.
По этой причине на практике возникают различные проблемы с присвоением имени личности географическим объектам (улице, махалле, площади, парку и другим составным частям населенных пунктов).
Кроме того, Законом «О наименованиях географических объектов» установлено, что при присвоении наименований географическим объектам учитывается мнение местного населения.
Однако в действующем законодательстве порядок учета мнения населения не раскрывается. Также не определен порядок присвоения составным частям населенных пунктов (махаллей, проспектов, улиц, площадей, парков, скверов) имен личностей, оставивших глубокий след в истории Узбекистана или мира.
При присвоении имен личностей географическим объектам нет требований к их отбору. Эти обстоятельства приводят к тому, что названия географических объектов меняются непрерывно.
Закон состоит из 4 статей и вносятся изменения в 6 статей Закона «О наименованиях географических объектов».
В результате принятия Закона в целях увековечения памяти лиц, оставивших глубокий след в истории Узбекистана, в том числе общественных и государственных деятелей устраняются различные проблемы, возникающие при присвоении их имен географическим объектам.
Закон одобрен сенаторами.
Также на тридцать третьем пленарном заседании Сената был обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан», направленных на совершенствование порядка назначения пенсии».
Отмечалось, что в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на дальнейшее усиление социальной защиты населения, особенно лиц с инвалидностью, обеспечение их прав и свобод, на материальную поддержку и повышение их уровня жизни и благосостояния, исходя из принципов социальной справедливости.
В настоящее время в Узбекистане 782 тыс. или 2,4% населения являются получателями пенсий и пособий как лица с инвалидностью (из них 376 тыс. - лица с инвалидностью I и II групп).
Основной целью данного Закона является увеличение доходов лиц с инвалидностью и достойная оценки их труда, исходя из принципа социальной справедливости, предупреждение различных подходов, возникающих при применении на практике законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В соответствии с действующим законодательством рабочее время после назначения пенсии по инвалидности I и II групп засчитывается в стаж при назначении пенсии по возрасту или по случаю потери кормильца. При этом если гражданин, получающий пенсию по инвалидности, продолжает получать пенсию по инвалидности по достижении пенсионного возраста или по случаю потери кормильца (если не переходит на другой вид пенсии), время работы после назначения пенсии по инвалидности I и II группы не включается и пенсия по инвалидности не пересчитывается.
Согласно Закону с 1 января 2023 года будет производиться перерасчет пенсии один раз в два года с учетом стажа работы и размера заработка после назначения пенсии по инвалидности I и II группы, при наличии 1 года стажа работы и прибавляться к сумме пенсии.
Если Закон будет принят, в 2023 году добавится в среднем 300 тысяч сумов к пенсиям 75 тысяч лиц с инвалидностью (имеющих стаж работы с 1994 по 2022 год) и в дальнейшем (исходя из стажа работы и месячной заработной платы) пенсии тем, кто ведет трудовую деятельность, будут пересчитываться каждые 2 года (сегодня официально занято 43 тысячи человек).
В соответствии с Законом, порядок определения периода воспитания ребенка отчимом и мачехой, воспитывавшими пасынка не менее 5 лет до исполнения ему 18 лет, которым определено право на получение пенсии, и порядок выплаты надбавок лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, от 100 до 150 процентов базовой величины исчисления пенсии, устанавливается Правительством.
Принятие Закона способствует предупреждению различных подходов, возникающих при его применении на практике, устранению случаев, вызывающих коррупциогенные факторы, увеличению доходов лиц с инвалидностью, исходя из принципа социальной справедливости.
Закон одобрен сенаторами.
После этого на пленарном заседании был обсужден Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в нашей стране проводится системная работа по обеспечению стабильности в земельных имущественных и правовых отношениях, гарантированию прав собственности землевладельцев.
Также закрепляются правовые основы введения земли в свободное обращение как объекта гражданско-правовых отношений путем установления ее экономической ценности.
В этом году принят Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией».
Благодаря этому вопросы изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией регулируются единым законом прямого действия.
На заседании отмечалось, что Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» является логическим продолжением проводимых реформ в этой сфере.
Законом в Закон «О залоге» и Гражданский кодекс вносятся поправки, направленные на укрепление имущественных прав.
В частности, в Законе «О залоге» устанавливается, что если право собственности залогодателя на имущество, являющееся предметом залога, прекращено по основаниям и в порядке, установленных законом в результате изъятия имущества для общественных нужд залогодателю предоставляется другое имущество или выплачивается соответствующая компенсация.
Также принимая во внимание, что имущественные отношения регулируются Законом «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией» слова «законодательные акты» в соответствующих статьях Гражданского кодекса заменяются словом «закон».
Благодаря претворению в жизнь данного Закона будут достигнуты предупреждение различного толкования положений, предусмотренных действующим законодательством, и отмена прав на имущество и регулирование имущественных отношений только в рамках Закона.
Вместе с тем, создаются дополнительные правовые условия, обеспечивающие надежную защиту прав собственников и полную сохранность частной собственности.
После обсуждений Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании обсуждены результаты изучения проделанной работы по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области.
На заседании отмечалось, что в рамках парламентского контроля Сенатом постоянно изучается работа в регионах по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения.
Подчеркивалось, что при поддержке помощников хокима, лидеров молодежи и женских активисток в махаллях органами труда оказаны услуги по трудоустройству 583,4 тыс. трудоспособных лиц, обеспечена занятость 291,3 тыс. из них.
23,9 тыс. безработных граждан, включенных в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», получили субсидии в размере 58,2 млрд сумов. В частности, в Республике Каракалпакстан 23,8 тыс. граждан и Хорезмской области 46,8 тыс. граждан стали самозанятыми по 70 направлениям деятельности.
В нашей стране внедряются новые действенные механизмы обеспечения занятости безработных граждан, особенно женщин и выпускников, впервые ступивших на рынок труда, и широкого их вовлечения в предпринимательство, а также сокращения неформальной занятости.
С 1 ноября текущего года количество видов деятельности самозанятых лиц увеличилось еще на десять. С 2023 года размер социального налога будет уменьшен для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями. Гражданам, занимающимся на приусадебном земельном участке до десяти видов деятельности, также предоставляется возможность иметь гарантированный трудовой стаж.
Отмечалось, что эти возможности необходимо широко использовать и в этих регионах.
В ходе обсуждения сенаторы наряду с положительной работой также акцентировали внимание на недостатках и проблемах в этих областях.
Отмечалось, что в Кенгашах народных депутатов городов и районов по итогам каждого месяца не обсуждалась на систематической основе работа по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости населения.
До сих пор существуют несоответствия между информацией, предоставляемой министерствами и ведомствами республики, а также хокимиятами областей. Не выполнена задача по искоренению повторяющихся цифр при формировании отчета о рабочих местах, обеспечению соответствия электронной базы данных налогового органа и Единой национальной системы труда (ЕНСТ).
В некоторых махаллях работа помощников хокимов по обеспечению занятости трудоспособного населения не на должном уровне.
Пущена на самотек работа по использованию предоставленных возможностей для создания более благоприятных условий для интенсивного развития ремесел. Предприниматели, прекратившие деятельность в этом направлении, также указаны в отчетах о занятости. Кроме того, в отчетах указывается, что закреплены ученики за ремесленниками, прекратившим свою деятельность.
Неудовлетворительна работа по организации и государственной регистрации дехканских хозяйств на земельных участках, проданных через аукцион.
В ходе обсуждений сенаторами также даны рекомендации районным (городским) Кенгашам народных депутатов по созданию новых рабочих мест, изучению на основе системы работы в разрезе махаллей и критическому обсуждению на сессиях вопросов обеспечения занятости населения.
По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Кроме того, в ходе пленарного заседания сенаторами был заслушан и обсужден отчет хокима Ферганской области о проводимой работе по реализации инвестиционных проектов и развитию предпринимательства.
В отчете отмечалось, что в области проведена определенная работа по привлечению инвестиционных средств и запуску инвестиционных проектов, обеспечению занятости населения и повышению уровня жизни за счет развития предпринимательства.
В частности, объем иностранных инвестиций, осваиваемых в области, вырос в среднем на 50% в год, область занимает по этому показателю 2-е место в республике.
Если в рамках реализуемых проектов инвестиционной программы в 2021 году были освоены прямые иностранные инвестиции и кредитные средства на общую сумму 512 млн долларов, то в январе-августе 2022 года этот показатель составил 475 млн долларов, что означает рост в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (216 млн долларов).
Благодаря проводимой работе растет и инвестиционная привлекательность области. Самым престижным в мире международным рейтинговым агентством «S&P Global Rating» (США) за солидные финансовые показатели и высокий экономический потенциал области присвоен кредитный рейтинг «B+», то есть уровень «стабильный».
Всего в 2021 году в области осуществлен экспорт на сумму 756,3 млн долларов, что на 136% больше, чем в 2020 году. В январе-августе текущего года экспортировано продукции на сумму 556,6 млн долларов, что на 114,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Отмечалось, что экспортерами области осуществлен экспорт более 150 видов продукции в 60 зарубежных стран, наблюдается расширение географии экспорта за счет Гондураса, Кипра, Гонконга, Молдавии.
Перед заслушиванием Сенатом критически изучена работа, проводимая в области в данном направлении, на пленарном заседании широко обсуждены выявленные в ходе изучения проблемные вопросы республиканского уровня с участием хокима области, руководителей Кабинета Министров и соответствующих министерств и ведомств.
Так, отмечалось, что неуплата в установленные сроки налога на добавленную стоимость, взимаемого с предпринимателей, оказывает свое влияние на развитие их деятельности, создание дополнительных и достойных рабочих мест.
Недостаточна работа по установке инженерно-коммуникационных сетей для малых промышленных и молодежных промышленных и предпринимательских зон. По этой причине подверглось критике то, что некоторые проекты не реализуются вовремя, а от некоторых отказываются предприниматели-инициаторы.
Не начато строительство 900-метровой железной дороги, соединяющей подзоны «А» и «В» свободной экономической зоны «Коканд», что наряду с трудностями для доставки продуктов на места приводит к излишним расходам. Отмечалось, что это вызывает возражения предпринимателей.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената по устранению проблемных вопросов, ждущих своего решения, и определена задача по налаживанию парламентского контроля за его исполнением.
Наряду с этим, сенаторы обсудили результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров об исполнении программ локализации в производственной сфере экономики.
Отмечалось, что в республике проведена определенная работа в рамках реализации программ локализации. Налажена системная работа по созданию целостной системы развития высокотехнологичных производств и всесторонней поддержке активного привлечения инвестиций, освоению широкого спектра востребованной продукции, расширению промышленной кооперации и повышению экспортного потенциала республики.
В соответствии с постановлением Президента «О мерах по созданию эффективной системы развития производства и расширения промышленной кооперации в республике» от 24 января 2022 года в рамках программ локализации за январь-июнь 2022 года произведено продукции на сумму 16,4 трлн сумов по 1 849 проектам.
Разработаны ежемесячные сетевые графики объемов производства локализованной продукции отраслями экономики и территориальными предприятиями, меморандумы, подписанные в рамках межотраслевой промышленной кооперации, и приняты «дорожные карты» по освоению производства рекомендуемой продукции с учетом потребностей внутреннего рынка.
Благодаря этому произведено продукции на сумму 124,6 млрд сумов и экспортировано продукции в размере 194 млн долларов, произведенной в рамках программы локализации, создано 5 355 новых рабочих мест.
В автомобильной промышленности «УзАвто Моторс» с июля 2022 года реализуется проект по выпуску нового автомобиля «Трекер».
В результате локализации тканей автомобильных сидений «Дамас» и «Лабо» совместно с Ассоциацией «Узтукимачиликсаноат» объем импорта сократился на 1,5 млн долларов.
В сфере электротехники в целях сокращения импорта, локализации производства новых видов продукции ассоциацией «Узэлтехсаноат» налажено производство 5 видов рентгеновских аппаратов.
Сенаторы акцентировали внимание на принимаемых мерах по сокращению импорта, расширению производства новых видов продукции путем проведения локализации и их исполнении.
По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
После этого обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Правительство о состоянии выполнения задач, определенных по обеспечению экологической стабильности и широкому внедрению современных инновационных технологий в регионе Приаралья.
Согласно постановлению Президента от 29 июля 2021 года «О мерах по реализации специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 18 мая 2021 года «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» в 2021-2024 годах уделяется внимание широкому внедрению в регионе Приаралья ресурсосберегающих и высокоэффективных современных инновационных технологий в отраслях экономики.
Утверждены «дорожная карта» и перечень приоритетных инновационных проектов по обеспечению экологической стабильности, проведению научных исследований и внедрению в практику научно-инновационных разработок, а также развитию международного сотрудничества.
В настоящее время реализовано 31 из 71 мероприятий, обозначенных в «дорожной карте», 18 из 65 инновационных проектов. В частности, Министерством инновационного развития выделено 8,1 млрд сумов и запущен Молодежный технопарк в городе Нукусе.
Из республиканского бюджета выделено 13,1 млрд сумов для создания в Нукусском районе при Международном инновационном центре Приаралья лаборатории, оснащенной генбанком семян растений, а также учебного центра бизнес-акселератора и технопарка.
В Каракалпакском государственном университете создан Межвузовский комплексный центр биохимического анализа.
На реализацию проекта «Создание генофонда древесных и кустарниковых растений, которые растут в условиях почвенного климата на дне высохшего Аральского моря» выделено 3 млрд сумов. В Муйнакском районе на площади 50 га проведена работа по мониторингу защиты пустынной растительности от болезней и вредителей.
В рамках Программы развития ООН по внедрению новых технологий подземного орошения в сельском хозяйстве совместно с компанией «Chahbani Technologies» (Тунис) и Международным инновационным центром Приаралья поставлено 3600 инновационных диффузоров для подземного орошения, построены 2 теплицы в качестве тестового эксперимента.
Кроме того, реализованы такие проекты, как «Очистка технической соли инновационным флотационным методом на месторождении «Барсакельмес», «Организация производства соды из углекислого газа на ООО «Кунградский содовый завод», «Создание современного ремонтно-сервисного центра в Муйнакском районе», «Производство медицинских систем».
Сенаторами отмечалось, что наряду с осуществленной работой проекты не реализованы вовремя, а также в данной сфере сохраняются некоторые недостатки и проблемы.
Так, в результате непредставления Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан положительного заключения в Нукусском районе приостановлено строительство нового современного жилого комплекса на основе концепции «Умная деревня» (Smart village).
Затягивается работа по возведению ледового дворца для развития зимних видов спорта.
Так и не началась работа по возведению ледового дворца для развития зимних видов спорта.
Кроме того, затягивается реализация проекта организации разработки бесшовного противоаварийного покрытия.
Кроме того, не запущен ряд проектов, направленных на строительство и производство текстильной продукции.
По завершении обсуждений ответственным работникам поручено обеспечить выполнение проектов, направленных на создание новых рабочих мест путем локализации производства строительной и текстильной продукции. На ответственные министерства и ведомства возложена задача по разработке мер по реализации финансирования проектов и мероприятий.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
В ходе пленарного заседания сенаторами рассмотрено 11 вопросов, в том числе 6 законов.
На этом тридцать третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба Сената Олий Мажлиса РУз.