Повысится эффективность деятельности судов
На заседании во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на повышение эффективности деятельности судов.
Отмечено, согласно действующему положению определено, что заместители председателя Верховного суда - председатели соответствующих судебных коллегий избираются на должность по конкретному направлению (административному, гражданскому, уголовному и экономическому). А процедура избрания судей Верховного суда по конкретному направлению не введена.
Это в свою очередь препятствует широкому внедрению принципа самоуправления судей, не дает возможности перевода (ротации) заместителей председателя Верховного суда из одной судебной коллегии в другую судебную коллегию.
В связи с этим законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 19 Закона «О судах» относительно председателей судебных коллегий Верховного суда.
Принятие законопроекта послужит повышению эффективности деятельности судов, улучшению качества правосудия, создаст возможность перевода (ротации) руководящих кадров на соответствующее судебное направление, а также поднимет репутацию страны в международных рейтингах.
Законопроект принят депутатами.
Удобные и безопасные условия для участников дорожного движения
Депутатами также рассмотрен законопроект, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
В стране проводится масштабная работа по обеспечению безопасности дорожного движения, созданию комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения.
Данным законопроектом определяются нормы, направленные на предотвращение движения транспортных средств по тротуарам, велосипедным дорожкам и зеленым зонам.
Также предусмотрены меры ответственности за пресечение случаев незаконной установки населением заграждений на проезжей части дороги или блокирования дорог, воспрепятствование движению транспортных средств и граждан.
Принятие законопроекта обеспечит безопасность участников дорожного движения и создаст условия для их свободного передвижения.
Законопроект принят депутатами.
Усилится контроль за движением по выделенным полосам для общественного транспорта
Представители народа концептуально в первом чтении рассмотрели проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на повышение эффективности использования общественного транспорта.
Отмечено, в последние годы принимаются практические меры по уделению приоритетного внимания использованию общественного транспорта с целью сокращения пробок на дорогах столицы и оказанию качественных автотранспортных услуг населению. В частности, в Ташкенте за последние 2 года количество автобусов увеличилось в 2 раза, протяженностью 48,2 км установлены отдельные полосы для движения автобусов, интервал между автобусами сократился в 2 раза, количество пассажиров также стало в 2 раза больше.
Но пробки на дорогах стали одной из актуальных проблем для населения, особенно в Ташкенте. В последние 2-3 года в городе Ташкенте наблюдаются ежедневные 7-9 бальные пробки, которые иногда достигают и 10 баллов.
Действующим законодательством не предусмотрена ответственность водителей транспортных средств, движущихся по полосам, отведенным для общественного транспорта. Это, в свою очередь, негативно влияет на дорожное движение и свободное передвижение общественного транспорта.
Данным законопроектом предусматривается определение ответственности за нарушение правил дорожного движения на полосах, отдельно выделенных для общественного транспорта.
Инициаторами закона отмечено, что принятие законопроекта послужит организации качественного и удобного обслуживания пассажиров на общественном транспорте, обеспечению приоритетности общественного транспорта и безопасности дорожного движения.
Проект закона принят депутатами.
Расширится сфера оказания факторинговых услуг
На заседании концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, направленных на развитие отношений по финансированию под уступку денежного требования (факторинга)».
Сегодня основные нормы, регулирующие операции финансирования под уступку денежного требования (факторинга) в пользу другого лица, регулируются Гражданским кодексом.
Однако действующие нормы осуществления и регулирования факторинговых отношений препятствуют развитию данной сферы.
А это в свою очередь является причиной отсутствия на финансовом рынке страны отдельного финансового института, занимающегося только факторинговой деятельностью и того, что предприниматели и инвесторы не вкладывают средства в факторинговый рынок. В связи с этим в целях развития факторинговых отношений в Узбекистане планируется внести ряд изменений и дополнений в законодательство, в частности, в Гражданский кодекс и другие законодательные акты, исходя из международного опыта.
На заседании депутаты отметили, что принятие данного законопроекта послужит приведение норм законодательства, регулирующих факторинговые отношения в Узбекистане, в соответствие с международным опытом, а также расширению возможностей использования факторинговых услуг.
Законопроект концептуально принят депутатами в первом чтении.
Онлайн мошенничество будет предотвращено
В ходе заседания депутатами концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование отношений в сфере кредитования.
Известно, что участились случаи выдачи кредитов на имя граждан без их ведома и освоения этих средств. Такие ситуации, в свою очередь, требуют внедрения механизма добровольного отказа граждан от кредита.
Законопроектом физическому лицу предусматривается запретить заключение кредитного договора с кредитным бюро путем подачи заявления в кредитное бюро в целях предотвращения мошенничества, связанного с оформлением кредитной сделки без его участия или ведома.
Как отметили депутаты, принятие данного законопроекта послужит предотвращению случаев выдачи путем мошенничества кредитов на свое имя без ведома граждан и хищений этих средств, а также совершенствованию регулирования деятельности кредитных бюро.
На заседании законопроект принят депутатами.
Производителям ювелирных изделий предоставят налоговые льготы
Также концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее развитие ювелирной отрасли.
Документом предлагается внести ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, направленные на удовлетворение спроса производителей ювелирных изделий на драгоценные металлы, создание благоприятной бизнес-среды для их развития, либерализацию в законодательстве бюрократических барьеров.
В частности, согласно законопроекту, до 1 сентября 2027 года предприниматели, являющиеся членами ассоциации «Узбекзаргарсаноати», освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога.
Также предусматривается предоставить аффинажным предприятиям (предприятиям, работающим на основе лицензии с сырьем, содержащим драгоценные металлы и драгоценные камни) право реализации драгоценных металлов в удобных для производителей ювелирных изделий формах и количествах, а также изготовление и реализация сувенирных монет из драгоценных металлов.
Производителям ювелирных изделий, в свою очередь, предоставляется право реализовывать изготовленные ими полуфабрикаты ювелирных изделий из драгоценных металлов другим производителям ювелирных изделий
Кроме того, определено, что приобретение драгоценных металлов и ювелирных изделий у юридических и физических лиц будет осуществляться путем уведомления уполномоченного органа.
Законопроектом предусматривается запрет на продажу и реализацию в розничной торговле ювелирных изделий, произведенных за рубежом и не имеющих документов, подтверждающих уплату таможенных платежей.
В ходе обсуждений на вопросы депутатов по некоторым нормам инициаторы закона дали подробные ответы.
По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит созданию в стране необходимых условий для развития ювелирной отрасли, дальнейшей поддержки местных производителей ювелирных изделий, защиты их прав и интересов, повышению экспортного потенциала отрасли и удовлетворению потребности населения в качественной ювелирной продукции.
Законопроект был принят депутатами в первом чтении.
Вводится система регулирования порядка рационального использования земельных участков
Депутаты концептуально в первом чтении рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование порядка землепользования.
Отмечено, в последние годы в стране реализуются последовательные меры по совершенствованию порядка использования земельных участков.
При этом, в целях соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, требований градостроительных регламентов, повышения информированности землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков о видах разрешенного использования земельных участков возникает необходимость в конкретизации целевого назначения земельных участков.
В частности, в действующих законодательных актах не определено понятие «вид разрешенного использования земельного участка». Это создает ситуации использования земельного участка в разных целях.
На основе этого данным законопроектом вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, предусматривающие введение видов разрешенного использования земельного участка. Земельный кодекс дополнен отдельной главой, в которой отражен порядок введения системы разрешенного использования земельных участков, их установления и изменения.
Также в Кодекс об административной ответственности внесена дополнительная норма, предусматривающая предоставление лгот при уплате штрафов за несвоевременное обращение граждан в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для государственной регистрации права на жилое помещение.
В ходе обсуждений депутаты, отметив, что законопроект направлен на регулирование рационального использования земельных ресурсов путем определения допустимых действий по владению, на пользование и распоряжение земельными участками, обратились с рядом вопросов по некоторым нормам проекта к иницатору закона.
По поднятым вопросам инициаторы дали подробные разъяснения и отметили, что ряд предложений и рекомендаций будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
После бурных обсуждений законопроект был принят депутатами.
Законопроектом устанавливается ответственность
На заседании представители народа обсудили проект закона «О внесении дополнений и изменений в статью 244 Уголовного кодекса Республики Узбекистан».
Отмечено, сегодня массовые беспорядки становятся фактором, подрывающим мир в стране и ставящим под угрозу спокойствие общества. По этой причине для организации массовых беспорядков привлекаются специально подготовленные лица, и подобные действия финансируются.
Хотя действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за организацию массовых беспорядков, активное участие в них и применение насилия в отношении граждан, в нем не предусмотрена прямая ответственность за прохождение обучения с целью совершения массовых беспорядков, финансирование деятельности по организации массовых беспорядков.
Данным законопроектом статьей 244 Уголовного кодекса предлагается установить уголовную ответственность за прохождение обучения в целях совершения массовых беспорядков и финансирование их организации.
Принятие данного законопроекта послужит обеспечению мира и спокойствия в стране, предотвращению преступлений.
Законопроект принят депутатами.
Определяется уполномоченный орган по регулированию алкогольного и табачного рынка
Рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы регулирования алкогольного и табачного рынка», внесенный Генеральным прокурором.
Данным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в Законы «О государственной пошлине», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».
В частности, Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями определяется уполномоченным органом в сфере производства этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также контроля за соблюдением уведомительного порядка при лицензировании оптовой торговли алкогольной продукции, производства пивных напитков, оптовой торговли пивом и табачными изделиями.
Также предусматривается определить конкретный срок уплаты ежегодной государственной пошлины за выданную лицензию
на деятельность по производству потребительского и технического этилового спирта, алкогольной продукции, а также по оптовой торговле алкогольной продукции.
Также Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» дополнен нормой о том, что оптовая и розничная продажа табачной продукции должна осуществляться с уведомлением соответствующих уполномоченных государственных органов.
Отмечалось, что принятие депутатами данного законопроекта послужит совершенствованию системы контроля в сфере производства и реализации алкогольной и табачной продукции, а также четкому и единообразному применению правовых норм.
Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.
Удобства при осуществлении внешнеторговых операций
На заседании концептуально рассмотрен проект закона «О внесении изменений в статью 111 Закона Республики Узбекистан «О валютном регулировании», направленных на совершенствование требований по репатриации активов».
В последние годы проводится системная работа по улучшению инвестиционной среды путем внедрения рыночных механизмов либерализации внешней торговли и валютного регулирования. Но наряду с этим возникают некоторые проблемы, связанные с репатриацией активов по внешнеторговым операциям.
В частности, наблюдаются случаи несоблюдения условий репатриации активов в рамках внешнеторговых операций, в том числе случаи несвоевременного поступления товаров, неоказания услуг по импортным контрактам, не поступление средств из-за границы за экспортируемые товары (услуги).
Кроме того, в связи с тем, что 180-дневный срок недостаточен для осуществления субъектами предпринимательства внешнеторговых операций в рамках инвестиционных проектов, это приводит к применению к ним штрафных санкций.
В связи с этим возникает необходимость регулирования просроченной дебиторской задолженности и репатриации активов во внешнеторговых операциях.
Данным законопроектом отменяется порядок трехступенчатого штрафа за просроченную дебиторскую задолженность и вместо него предлагается ввести единовременный финансовый штраф в размере 20%.
При этом предусматривается смягчение ответственности в виде применения финансового штрафа в случае, если сумма просроченной задолженности превышает 10 процентов по операциям, осуществляемым в рамках единого внешнеторгового договора.
Принятие законопроекта послужит созданию удобств при осуществлении внешнеторговых операций в рамках реализации инвестиционных проектов и обеспечению репатриации активов в установленные сроки.
Законопроект принят депутатами.
Предотвратить хаотичный выброс пыли и песка в атмосферу
Депутатами в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и повышение ответственности строительных организаций.
Отмечено, на сегодня расширение масштабов строительства и урбанизации, подъем пыли и песчаных частиц с территорий строительных объектов по причине ветра приводят к ухудшению качества атмосферного воздуха.
При этом законодательством не предусмотрена конкретная ответственность за подъем пыли в воздух при строительстве в рамках требований охраны воздуха и градостроительных норм.
Исходя из этого, законопроектом за нарушение требований по охране атмосферного воздуха на строительной площадке предлагается определить ответственность в отношении должностных лиц.
В этом случае ответственным за выявление данных нарушений и привлечение к ответственности определяется Государственная инспекция экологического контроля.
Нарушение будет фиксироваться визуально и с использованием устройства «аспиратора» для измерения загрязнения воздуха, в соответствии с установленными гигиеническими нормативами для строительства.
По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит обеспечению права граждан на использование комфортного для их жизни и здоровья атмосферного воздуха, а также предотвращению хаотичного выброса пыли и песка в атмосферу.
Законопроект принят депутатами.
Гарантируется участие общественности в вопросах окружающей среды
Также концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 года)».
Отмечено, Конвенция подписана 25 июня 1998 года в городе Орхус (Дания) представителями 38 стран на 4-й конференции министров окружающей среды стран-членов Европейской экономической комиссии. Сегодня число стран, присоединившихся к Конвенции, достигло 46.
Целью Конвенции является поддержка защиты прав человека на благоприятную для здоровья и благосостояния среду, доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, связанным с окружающей средой.
Каждая страна, присоединяющаяся к Конвенции, обязана принять необходимые законодательные и нормативные меры для создания и поддержания четких, прозрачных и согласованную структуру для реализации ее положений.
Конвенция являясь важным международным документом, способствующим защите прав человека на здоровую окружающую среду, регулирует взаимоотношения между соответствующими государственными органами, гражданами и негосударственными некоммерческими организациями (ННО) сферы экологии в вопросах доступа к экологической информации, участия граждан и ННО в принятии решений, которые могут оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье граждан, а также правила, касающиеся доступа к правосудию по экологическим вопросам.
Отмечено, в Узбекистане создана соответствующая правовая база. Положения Конвенции нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, Законах «Об экологической экспертизе», «Об экологическом контроле» и «Об общественном контроле».
Как отметили депутаты, данный законопроект служит обеспечению экологических прав граждан, определенных в Конституции Республики Узбекистан, дальнейшему гарантированию участия общественности в вопросах окружающей среды, а также обеспечению реализации Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года.
Законопроект принят депутатами.
Укрепляется дальнейшее международное сотрудничество со странами-членами Всемирного почтового союза
В ходе заседания рассмотрен законопроект «О ратификации Десятого дополнительного протокола (Аддис-Абеба, 7 сентября 2018 года) и Одиннадцатого дополнительного протокола (Абиджан, 26 августа 2021 года) к Уставу Всемирного почтового союза».
Отмечено, Республика Узбекистан Республика Узбекистан является членом Всемирного почтового союза с 1994 года и активно участвует в его деятельности. На сегодня Всемирный почтовый союз объединяет 192 страны.
Данное данный протокол ратифицировали такие страны, как Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Канада, Германия, Венгрия, Индия, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты и Япония.
Отмечалось, что ратификация Десятого дополнительного протокола (Аддис-Абеба, 7 сентября 2018 г.) и Одиннадцатого дополнительного протокола (Абиджан, 26 августа 2021 г.) к Уставу Всемирного почтового союза позволит Республике Узбекистан продолжить дальнейшее международное сотрудничество со странами-членами Всемирного почтового союза и устойчивое развитие качественных и эффективных услуг на основе единых принципов организации и осуществления международного почтового обмена.
По мнению депутатов, ратификация дополнительных протоколов Всемирного почтового союза позволит эффективно участвовать в деятельности этой международной организации. При этом защищать в пределах своих полномочий интересы Республики Узбекистан при взаимодействии с назначенными операторами почтовой связи других стран и другими международными организациями.
Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.
Ратифицируется Соглашение об установлении двустороннего стратегического партнерства
Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О ратификации Соглашения об установлении двустороннего стратегического партнерства между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Государства Катар (Ташкент, 15 апреля 2024 года)».
В результате проводимой в последние годы в стране открытой и прагматичной внешней политики, взаимоотношения между Узбекистаном и Катаром вышли на новый уровень.
Свидетельством этому являются двусторонние государственные визиты в 2023 году, выставка музейных экспонатов и изделий национальных ремесел Узбекистана в рамках Биеннале дизайна состоявшаяся в этом году в столице Катара Дохе, а также конференции, посвященные дню защиты от нападений в сфере образования.
Соглашение предусматривает реализацию необходимых мер по расширению и углублению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, обеспечению стабильного роста товарооборота, развитию транспортно-логистических связей между двумя государствами, увеличению объемов взаимных поставок продукции и услуг на системной и долгосрочной основе, привлечению инвестиций, а также созданию совместных предприятий.
Также предусмотрено дальнейшее углубление сотрудничества в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры и культурного наследия, туризма, спорта и по делам молодежи.
По мнению депутатов, данное Соглашение послужит выведению отношений дружбы и стратегического партнерства между двумя странами на более высокий уровень в духе взаимного доверия.
Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.