Рекомендации, визит и презентация
Впервые в истории национальных выборов в наблюдении за прошедшими в 2021 году выборами Президента Узбекистана приняли участие делегации БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента, что позволило сформировать Международную миссию по наблюдению за выборами, в которой были задействованы 365 наблюдателей из 44 стран.
В соответствии с методологией БДИПЧ ОБСЕ работа бюро по результатам наблюдения за выборами осуществляется непосредственно в послевыборный период. Поствыборное сотрудничество БДИПЧ с государством - участником ОБСЕ состоит из трех ключевых направлений, а именно: публикации и представления итогового отчета и продолжения дальнейшей работы на основе предложенных рекомендаций.
22 апреля текущего года БДИПЧ ОБСЕ распространило Заключительный отчет МНВ БДИПЧ по выборам Президента Республики Узбекистан 2021 года. Его представление - действенный механизм перехода от мониторинга к содействию государствам-участникам в дальнейшей работе по выполнению рекомендаций.
Направляя итоговый отчет государству-участнику, БДИПЧ выражает готовность посетить эту страну (через 3-9 месяцев после выборов), чтобы на месте представить отчет и обсудить содержащиеся в нем рекомендации.
Обычно делегацию БДИПЧ, представляющую итоговый отчет, возглавляет руководитель соответствующей миссии по наблюдению за выборами, один из членов руководства или директор БДИПЧ.
В ходе визита проводится официальная презентация итогового отчета для ряда ответственных лиц. Кроме того, возможно проведение двусторонних парламентских встреч, брифингов и круглых столов.
Подобные визиты дают возможность эффективно общаться с официальными лицами, прояснять некоторые вопросы и обсуждать возможные пути совместной работы для выполнения рекомендаций. Среди них также и подготовка комментариев к национальному законодательству, экспертных заключений по нормативно-правовой базе о выборах, организация экспертных совещаний и круглых столов, технические консультации.
Совершенствование и развитие
Итоговый отчет является основой для дальнейшего диалога и эффективного сотрудничества с БДИПЧ ОБСЕ в сфере выборов.
Среди ключевых частей отчета - рекомендации, направленные на совершенствование правовой базы и практики будущих выборов. Они предназначены для рассмотрения органами, ответственными за организацию выборов, органами государственной власти и управления, а также политическими партиями, средствами массовой информации, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами.
Как правило, рекомендации включают в себя предложения о том, какие изменения можно внести исходя из обязательств ОБСЕ и других международных обязательств и стандартов. Некоторые из них могут быть направлены на внесение изменений в действующее законодательство, другие - на дальнейшее совершенствование практики проведения выборов. В этом контексте важно подчеркнуть, что БДИПЧ осуществляло наблюдение практически за всеми избирательными кампаниями общегосударственного масштаба, проходившими в Узбекистане, начиная с 1999 года.
Наша страна неуклонно придерживается политики открытости для международных контактов, в том числе и в вопросах совершенствования выборного законодательства и избирательной практики. В связи с чем абсолютно закономерно, что мы все эти годы активно сотрудничаем с БДИПЧ и приглашаем его миссии для наблюдения за выборами.
В плане эффективного сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательного права граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными демократическими стандартами в сфере выборов.
По итогам наблюдения за каждой из избирательных кампаний в национальное избирательное законодательство и практику внедряются приемлемые рекомендации, отраженные в итоговых отчетах, совершенствуется национальная правовая база проведения выборов.
За последние годы Узбекистан поэтапно выполнил ряд рекомендаций БДИПЧ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и других нормативно-правовых актов в сфере выборов с их кодификацией в единый Избирательный кодекс, внедрение информационных и коммуникационных технологий в избирательный процесс и ряд других нововведений в 2018-2019 годах.
При координации ЦИК с участием заинтересованных министерств и ведомств, институтов гражданского общества проведена последовательная работа по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики на основе Итогового отчета БДИПЧ по результатам наблюдения за парламентскими выборами 2019 года.
В итоговом отчете БДИПЧ выразило готовность оказать содействие Узбекистану в совершенствовании избирательного процесса и представило 32 рекомендации. Принят ряд организационно-практических мер по анализу рекомендаций итогового отчета, своевременному их обобщению, применению в избирательном законодательстве и практике Узбекистана, а также обеспечению имплементации приемлемых рекомендаций в национальное законодательство.
Глава государства в своем Послании Олий Мажлису в конце 2020 года в связи с проведением в 2021 году выборов Президента в качестве приоритетных задач, стоящих перед Центральной избирательной комиссией, четко обозначил необходимость организации предстоящих выборов на основе национального законодательства и общепризнанных международных демократических принципов.
При этом в Обращении особо акцентировано внимание на продолжение работы по имплементации приемлемых рекомендаций международных наблюдателей на прошедших выборах в национальное законодательство и практику. Эти приоритеты подробно отражены в Государственной программе на предыдущий год.
С начала 2021-го были приняты два закона, призванные еще больше приблизить национальное избирательное законодательство к международным стандартам, выполнить рекомендации итогового отчета и усовершенствовать избирательное законодательство.
Так, если в соответствии с Законом от 8 февраля 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» внесены важные изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан, Конституционный Закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», Закон «О финансировании политических партий», Избирательный кодекс, то согласно Закону от 31 мая 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан» были внесены изменения и дополнения в одиннадцать статей Избирательного кодекса.
Вместе с тем следует отметить принятие целого ряда и других законодательных актов, которые непосредственно связаны с выполнением рекомендаций, изложенных в Итоговом отчете БДИПЧ.
В частности, 15 октября 2020 года принят Закон «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в январе 2021-го. Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» от 25 декабря 2020 года внесены изменения, предусматривающие либерализацию уголовного наказания за оскорбления и клевету (отмена наказания в виде лишения свободы), 7 июня 2021-го принят Закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)».
Важное значение для надлежащего выполнения рекомендаций БДИПЧ имеет также разработка ЦИК ряда нормативно-правовых актов, в том числе в новой редакции, по подготовке и проведению выборов Президента. Данные положения, инструкции учитывают ряд рекомендаций итогового отчета.
Таким образом, из 32 рекомендаций Итогового отчета БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения за парламентскими выборами принята 21 рекомендация.
Высокий эффект системной работы
В подписанном главой государства Указе «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» и Государственной программе по ее реализации в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» предусмотрен ряд мероприятий по вопросам дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и практики. Это совершенствование Единого электронного списка избирателей и Информационной системы управления избирательным процессом, а также дальнейшее повышение авторитета избирательной системы.
В настоящее время в ЦИК функционирует рабочая группа из представителей МВД, Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан и других профильных министерств и ведомств. И вторая группа: сотрудники ЦИК, которые занимаются вопросами изучения практики организации деятельности выборных органов зарубежных избирательных органов. По результатам будут разработаны предложения по совершенствованию избирательного законодательства и соответствующие нормативно-правовые акты.
Таким образом, избирательные кампании и их оценка миссиями БДИПЧ по наблюдению за выборами, другими международными и зарубежными экспертами оказывают существенное влияние на формирование и развитие демократической избирательной системы нашего государства.
В частности, согласно выводам опубликованного Заключительного отчета по итогам наблюдения за выборами 2021 года, выборы проходили на фоне продолжающейся реализации инициированной Президентом Узбекистана стратегии реформ в социальной и экономической, политической и правовой сферах под девизом «Новый Узбекистан». Отмечено, что за последние годы Узбекистан достиг значительного прогресса в процессе подготовки и проведения выборов, кардинального реформирования избирательного законодательства, что способствовало имплементации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ.
Дается высокая оценка деятельности ЦИК по подготовке и проведению выборов. Подчеркивается, что, несмотря на проблемы, связанные с COVID-19, ЦИК организовала свою деятельность профессионально, качественно и эффективно в сроки, предусмотренные законодательством. Положительно оцениваются открытость избирательной кампании, меры по созданию благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями и ряд других аспектов организации и проведения выборов.
В документе также отмечены и некоторые замечания, связанные с избирательным процессом. Вместе с тем, по мнению ЦИК, отдельные недостатки могут не являться таковыми в силу особенностей законодательного регулирования и практики, региональных, национальных и культурных предпосылок.
БДИПЧ в Заключительном отчете представило 24 рекомендации и выразило готовность всесторонне поддерживать Узбекистан в дальнейшем совершенствовании избирательного процесса. В связи с этим создана межведомственная рабочая группа для детального анализа заключительного отчета, изучения содержащихся в нем рекомендаций и выработки предложений по их реализации. В состав рабочей группы вошли участники избирательного процесса, эксперты и специалисты, представители политических партий, институтов гражданского общества, ученые и практики.
К изучению итогового документа также привлечены международные эксперты от Программы развития ООН, Международного фонда избирательных систем (IFES), Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане. Ими оказано содействие в проведении сравнительного анализа отчета с универсальными документами ООН, ОБСЕ и другими актами международного права, определяющими стандарты демократических и свободных выборов, а также в сопоставлении с международной практикой.
В ходе предстоящего визита делегации БДИПЧ ОБСЕ состоится всестороннее рассмотрение рекомендаций Заключительного отчета. Совместная работа по дальнейшему развитию избирательного законодательства и повышению эффективности избирательной практики Узбекистана будет продолжена.
Следует отметить, что в Узбекистане проводится большая работа по эффективному использованию необходимых возможностей для реализации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Это в свою очередь будет способствовать демократическому развитию нашей страны посредством внедрения соответствующих международным стандартам передовых практик в сфере выборов.
Гульноза Рахимова.
Постоянный член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.