Рекомендации, визит и презентация

Впервые в истории национальных выборов в наблюдении за прошедшими в 2021 году выборами Президента Узбекистана приняли участие делегации БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента, что позволило сформировать Международную миссию по наблюдению за выборами, в которой были задействованы 365 наблюдателей из 44 стран.

В соответствии с методологией БДИПЧ ОБСЕ работа бюро по результатам наблюдения за выборами осуществляется непосредственно в послевыборный период. Поствыборное сотрудничество БДИПЧ с государством - участником ОБСЕ состоит из трех ключевых направлений, а именно: публикации и представления итогового отчета и продолжения дальнейшей работы на основе предложенных рекомендаций.

22 апреля текущего года БДИПЧ ОБСЕ распространило Заключительный отчет МНВ БДИПЧ по выборам Президента Республики Узбекистан 2021 года. Его представление - действенный механизм перехода от мониторинга к содействию государствам-участникам в дальнейшей работе по выполнению рекомендаций.

Направляя итоговый отчет государству-участнику, БДИПЧ выражает готовность посетить эту страну (через 3-9 месяцев после выборов), чтобы на месте представить отчет и обсудить содержащиеся в нем рекомендации.

Обычно делегацию БДИПЧ, представляющую итоговый отчет, возглавляет руководитель соответствующей миссии по наблюдению за выборами, один из членов руководства или директор БДИПЧ.

В ходе визита проводится официальная презентация итогового отчета для ряда ответственных лиц. Кроме того, возможно проведение двусторонних парламентских встреч, брифингов и круглых столов.

Подобные визиты дают возможность эффективно общаться с официальными лицами, прояснять некоторые вопросы и обсуждать возможные пути совместной работы для выполнения рекомендаций. Среди них также и подготовка комментариев к национальному законодательству, экспертных заключений по нормативно-правовой базе о выборах, организация экспертных совещаний и круглых столов, технические консультации.

Совершенствование и развитие

Итоговый отчет является основой для дальнейшего диалога и эффективного сотрудничества с БДИПЧ ОБСЕ в сфере выборов.

Среди ключевых частей отчета - рекомендации, направленные на совершенствование правовой базы и практики будущих выборов. Они предназначены для рассмотрения органами, ответственными за организацию выборов, органами государственной власти и управления, а также политическими партиями, средствами массовой информации, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами.

Как правило, рекомендации включают в себя предложения о том, какие изменения можно внести исходя из обязательств ОБСЕ и других международных обязательств и стандартов. Некоторые из них могут быть направлены на внесение изменений в действующее законодательство, другие - на дальнейшее совершенствование практики проведения выборов. В этом контексте важно подчеркнуть, что БДИПЧ осуществляло наблюдение практически за всеми избирательными кампаниями общегосударственного масштаба, проходившими в Узбекистане, начиная с 1999 года.

Наша страна неуклонно придерживается политики открытости для международных контактов, в том числе и в вопросах совершенствования выборного законодательства и избирательной практики. В связи с чем абсолютно закономерно, что мы все эти годы активно сотрудничаем с БДИПЧ и приглашаем его миссии для наблюдения за выборами.

В плане эффективного сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательного права граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными демократическими стандартами в сфере выборов.

По итогам наблюдения за каждой из избирательных кампаний в национальное избирательное законодательство и практику внедряются приемлемые рекомендации, отраженные в итоговых отчетах, совершенствуется национальная правовая база проведения выборов.

За последние годы Узбекистан поэтапно выполнил ряд рекомендаций БДИПЧ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и других нормативно-правовых актов в сфере выборов с их кодификацией в единый Избирательный кодекс, внедрение информационных и коммуникационных технологий в избирательный процесс и ряд других нововведений в 2018-2019 годах.

При координации ЦИК с участием заинтересованных министерств и ведомств, институтов гражданского общества проведена последовательная работа по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики на основе Итогового отчета БДИПЧ по результатам наблюдения за парламентскими выборами 2019 года.

В итоговом отчете БДИПЧ выразило готовность оказать содействие Узбеки­стану в совершенствовании избирательного процесса и представило 32 рекомендации. Принят ряд организационно-практических мер по анализу рекомендаций итогового отчета, своевременному их обобщению, применению в избирательном законодательстве и практике Узбекистана, а также обеспечению имплементации приемлемых рекомендаций в национальное законодательство.

Глава государства в своем Послании Олий Мажлису в конце 2020 года в связи с проведением в 2021 году выборов Президента в качестве приоритетных задач, стоящих перед Центральной избирательной комиссией, четко обозначил необходимость организации предстоящих выборов на основе национального законодательства и общепризнанных международных демократических принципов.

При этом в Обращении особо акцентировано внимание на продолжение работы по имплементации приемлемых рекомендаций международных наблюдателей на прошедших выборах в национальное законодательство и практику. Эти приоритеты подробно отражены в Государственной программе на предыдущий год.

С начала 2021-го были приняты два закона, призванные еще больше приблизить национальное избирательное законодательство к международным стандартам, выполнить рекомендации итогового отчета и усовершенствовать избирательное законодательство.

Так, если в соответствии с Законом от 8 февраля 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» внесены важные изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан, Конституционный Закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», Закон «О финансировании политических партий», Избирательный кодекс, то согласно Закону от 31 мая 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан» были внесены изменения и дополнения в одиннадцать статей Избирательного кодекса.

Вместе с тем следует отметить принятие целого ряда и других законодательных актов, которые непосредственно связаны с выполнением рекомендаций, изложенных в Итоговом отчете БДИПЧ.

В частности, 15 октября 2020 года принят Закон «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в январе 2021-го. Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-­процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Респуб­лики Узбеки­стан об административной ответственности» от 25 декабря 2020 года внесены изменения, предусматривающие либерализацию уголовного наказания за оскорб­ления и клевету (отмена наказания в виде лишения свободы), 7 июня 2021-го принят Закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)».

Важное значение для надлежащего выполнения рекомендаций БДИПЧ имеет также разработка ЦИК ряда нормативно-­правовых актов, в том числе в новой редакции, по подготовке и проведению выборов Президента. Данные положения, инструкции учитывают ряд рекомендаций итогового отчета.

Таким образом, из 32 рекомендаций Итогового отчета БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения за парламентскими выборами принята 21 рекомен­дация.

Высокий эффект системной работы

В подписанном главой государства Указе «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» и Государственной программе по ее реализации в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» предусмотрен ряд мероприятий по вопросам дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и практики. Это совершенствование Единого электронного списка избирателей и Информационной системы управления избирательным процессом, а также дальнейшее повышение авторитета избирательной системы.

В настоящее время в ЦИК функ­ционирует рабочая группа из представителей МВД, Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан и других профильных министерств и ведомств. И вторая группа: сотрудники ЦИК, которые занимаются вопросами изучения практики организации деятельности выборных органов зарубежных избирательных органов. По результатам будут разработаны предложения по совершенствованию избирательного законодательства и соответствующие нормативно-правовые акты.

Таким образом, избирательные кампании и их оценка миссиями БДИПЧ по наблюдению за выборами, другими международными и зарубежными экспертами оказывают существенное влияние на формирование и развитие демократической избирательной системы нашего государства.

В частности, согласно выводам опуб­ликованного Заключительного отчета по итогам наблюдения за выборами 2021 года, выборы проходили на фоне продолжающейся реализации инициированной Президентом Узбекистана стратегии реформ в социальной и экономической, политической и правовой сферах под девизом «Новый Узбекистан». Отмечено, что за последние годы Узбекистан достиг значительного прогресса в процессе подготовки и проведения выборов, кардинального реформирования избирательного законодательства, что способствовало имплементации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ.

Дается высокая оценка деятельности ЦИК по подготовке и проведению выборов. Подчеркивается, что, несмотря на проблемы, связанные с COVID-19, ЦИК организовала свою деятельность профессионально, качественно и эффективно в сроки, предусмотренные законодательством. Положительно оцени­ваются открытость избирательной кампании, меры по созданию благо­приятных условий для лиц с ограниченными возможностями и ряд других аспектов организации и проведения выборов.

В документе также отмечены и некоторые замечания, связанные с избирательным процессом. Вместе с тем, по мнению ЦИК, отдельные недостатки могут не являться таковыми в силу особенностей законодательного регулирования и практики, региональных, национальных и культурных предпосылок.

БДИПЧ в Заключительном отчете представило 24 рекомендации и выразило готовность всесторонне поддерживать Узбекистан в дальнейшем совершенствовании избирательного процесса. В связи с этим создана межведомственная рабочая группа для детального анализа заключительного отчета, изучения содержащихся в нем рекомендаций и выработки предложений по их реализации. В состав рабочей группы вошли участники избирательного процесса, эксперты и специалисты, представители политических партий, институтов гражданского общества, ученые и практики.

К изучению итогового документа также привлечены международные эксперты от Программы развития ООН, Международного фонда избирательных систем (IFES), Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане. Ими оказано содействие в проведении сравнительного анализа отчета с универсальными документами ООН, ОБСЕ и другими актами международного права, определяющими стандарты демократических и свободных выборов, а также в сопоставлении с международной практикой.

В ходе предстоящего визита делегации БДИПЧ ОБСЕ состоится всестороннее рассмотрение рекомендаций Заключительного отчета. Совместная работа по дальнейшему развитию избирательного законодательства и повышению эффективности избирательной практики Узбекистана будет продолжена.

Следует отметить, что в Узбекистане проводится большая работа по эффективному использованию необходимых возможностей для реализации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Это в свою очередь будет способствовать демократическому развитию нашей страны посредством внедрения соответствующих международным стандартам передовых практик в сфере выборов.

Гульноза Рахимова.
Постоянный член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.