Международный день демократии установлен 15 сентября Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году. Эта дата является хорошим поводом обратить внимание на состояние демократии в мире.

В наше время существует столько же разных форм демократии, сколько есть демократических государств в мире. Нет двух совершенно одинаковых систем, и ни одна из них не может быть взята за образец.

Существование того или иного политического режима в государстве зависит от исторической обстановки, активности и развитости гражданского общества, существования и состояния социальной системы. С течением времени все большее количество государств выбирают политический режим, способный обеспечить правопорядок в стране, реализацию прав и свобод человека, гарантию достойного уровня социальной жизни граждан. Сегодня именно демократия служит воплощению интересов, прав и свобод каждого человека и эти принципы отражены во Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Хочется отметить, что Всеобщая декларация прав человека носит только рекомендательный характер для всех стран - членов ООН, но принципы, заявленные в ней, находят свое отражение в законодательствах большинства государств. Можно сделать вывод, что стремление к демократии проявляет большая часть населения планеты. Невзирая на это, положение дел на мировой политической арене требует постоянного внимания к проблемам становления и развития демократии в различных странах, особенно в молодых суверенных государствах.

Узбекистан после провозглашения независимости избрал демократический путь развития. Но процесс становления любой формы существования государства занимает длительное время, необходимое для изучения и осмысления мирового и нацио­нального опыта в сфере государственного управления. Все действия проходят апробацию и глубокий анализ результатов, и без этого невозможно определение собственного пути становления.

Выбор демократического пути развития был не случаен для Узбекистана, так как история нащего народа богата примерами демократических элементов: махалли и советы аксакалов. Еще в трудах великих Аль- Фараби, Ибн Сино, Алишера Навои разрабатывались устройства идеального государства, где существуют счастье, справедливость, благосос­тояние для всех жителей и осуждаются несправедливость и зло.

И наша страна, выбрав демократический путь развития в момент своего образования, следует по этому курсу. Изучив мировой опыт создания конституций, Узбекистан создал свою, в которой закреплены основные положения народовластия и равноправия. Так, статья 7 Основного Закона гласит: «Народ является единственным источником государственной власти». Кроме того, в статье 18 отражен принцип равенства: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Не менее важной является и статья 31, гласящая: «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов», а в статье 34 закреплено: «Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях. Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти».

Кроме того, Республика Узбекистан стала членом Организации Объединенных Наций, присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Принять Конституцию, стать членом ООН и присоединиться к международным документам - это только начало движения к истинной демократии. Невозможно стать демократической страной в один момент. Демократия - это культура мышления и поведения, а культуру любого поведения необходимо воспитывать и развивать на всех уровнях.

Построить демократическое государство, не имея достаточного опыта, - серьезная задача для всего общества - от простого гражданина до руководства страны. В мире не существует способа построения демократии, подходящего для всех стран, таких разных по своей истории, культуре, менталитету, традициям, национальному составу, вероисповеданиям и другим отличиям. Учиться приходится всем в ходе жизни и осуществления реформ, а обучение не бывает без ошибок и анализа ситуации.

Как при демократии, так и любой другой форме управления государством могут происходить факты коррупции, кумовства, произвола властей, дискриминации. Чтобы идея демократии не была переврана, необходимо идти по пути развития гражданского общества, состоящего из свободных, активных, политически и экономически грамотных, толерантных, гармонично развитых индивидов.

Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН вновь подтвердила, что «демократия - это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на активном учас­тии народа в решении вопросов, касающихся всех аспектов жизни». Но при этом ООН не выступает за какую-либо определенную модель государственного устройства. В фундаменте управления государством должно стоять уважение, соблюдение и обеспечение прав и основных свобод человека, равенство, безопасность и развитие людей. Без этих условий личность не будет иметь возможность вести достойный образ жизни.

Можно с уверенностью говорить о том, что именно гражданское общество выступает главной опорой подлинной демократии и укрепления верховенства права. В связи с этим необходимо наращивать конструктивный диалог государственных органов с институтами гражданского общества. В течение последних нескольких лет Узбекистан активизировал работу в этом направлении, и подтверждением является принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Она направлена на широкомасштабные и поэтапные меры для достижения главной цели - обеспечение эффективной защиты гарантированных Конституцией Республики Узбекистан прав, свобод и законных интересов граждан.

В ходе реформ укрепилась роль парламента и политических партий, налажен диалог с населением страны посредством Виртуальных и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, в обеих палатах Олий Мажлиса созданы комитеты по противодействию коррупции, усовершенствована деятельность Верховного суда, созданы экономические и административные суды, введена система регулярной отчетности перед населением хокимов всех уровней, органов прокуратуры и внутренних дел.

Отдельное внимание уделяется эффективному использованию института общественного контроля, в том числе с активным вовлечением в этот процесс представителей средств массовой информации, негосударственных некоммерческих организаций. Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции, общественный контроль - не только контроль над деятельностью государственных органов, но и один из важных факторов развития гражданского общества.

В направлении обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления глубоко продуманной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики принята Оборонная доктрина Республики Узбекистан. Также 12 декабря 2018 года по инициативе Узбекистана принята Специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».

Для развития экономики и привлечения активных инвестиций осуществлена либерализация валютного рынка, ставки таможенных платежей снижены в два раза.

В целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека, обеспечения реализации Стратегии действий, Указом Президента от 22 июня этого года утверждена Национальная стратегия Респуб­лики Узбекистан по правам человека. Именно она призвана стать эффективным инструментом реализации единой и скоординированной политики в сфере защиты прав. Целью является обеспечение полноценного выполнения обязательств, зафиксированных в Конституции и принятых Республикой Узбекистан в соответствии с ратифицированными международными договорами.

Обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов определяют результативность преобразований. Многое сегодня зависит от ННО и других институтов гражданского общества, их активности в вопросах привлечения внимания государственных органов к проблемам, которые волнуют граждан, а также внесения конструктивных предложений для принятия решений.

Людям необходимо обладать правом голоса при принятии решений, которые влияют на их жизнь, и правом требовать от лиц, принимающих их, отчетности на основе инклюзивных и справедливых правил и при условии наличия институтов и практик, регулирующих социальные отношения.

В поддержку демократии Президентом Узбекистана выдвинута инициатива дальнейшего укрепления общественного контроля в нашей стране, установления тесного и прочного сотрудничества между государством и обществом. Идея о создании Общественной палаты Респуб­лики Узбекистан, направленная на полное осуществление принципов народной власти, была впервые выдвинута в Послании лидера страны Олий Мажлису 24 января этого года.

Указ главы государства «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан» от 16 апреля 2020-го призван способствовать дальнейшему укреплению общественного контроля, созданию для него всесторонних условий и приданию нового импульса развитию. Только объединившись, мы достигнем более полного раскрытия и продуктивного использования интеллектуального потенциала общества.

Однако человек далеко не идеален, и степень удовлетворения личных интересов для него имеет первоочередное значение. Если обратить внимание на некоторые современные социологические исследования, всегда могут найтись люди или группы лиц, чьи интересы удовлетворяются не в полном объеме и, скорее всего, это не зависит от уровня развития страны.

Ученые, проведя множество исследований, полагают, что для жизни демократия - лучшая политическая система. В апреле 2019 года в медицинском журнале The Lancet вышла статья группы изыскателей во главе с американским политологом Томасом Боллики, которые про­анализировали состояние здоровья граждан 170 государств с 1980 по 2016 год. Выяснилось, что в странах, где политической системой является демократия, у людей с иммунными, сердечно- сосудистыми и неинфекционными заболеваниями, туберкулезом улучшается качество и как следствие продолжительность жизни.

Многое поменялось с момента основания ООН в 1945 году, но неизменным осталось желание сохранения мира и благополучия для всего нынешнего населения Земли и дальнейших поколений. В начале ООН объединяла 51 страну, а в настоящий момент государств-участников уже 193. И на повестке дня стоит более широкий спектр вопросов. Сейчас обсуждаются проблемы социального и экономического развития, борьба с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и ВИЧ/СПИДом, защита женщин, беженцев и мигрантов, людей с инвалидностью, коренных народов и детей, продвижение основных принципов демократии и борьба с негативными изменениями климата.

Важно отметить, что пандемия коронавируса не привела к отмене сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она официально откроется 15 сентября, как и было запланировано. Только учитывая, что сессия пройдет в новых необычных условиях, формат традиционной осенней Недели высокого уровня в Нью-Йорке будет изменен - лидеры стран в виде исключения смогут прислать свои записанные видеовыступления.

Марианна Пальнова,
Нонна Сафарова.
Сотрудники Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.