Следует отметить, что дошкольное образование не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и формирует его социальные навыки и умения. Дети учатся общаться, сотрудничать, уважать других людей и соблюдать правила поведения. Все это будет полезно им в будущем.
По мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии 2000 года Джеймса Хекмана, дошкольные инвестиции значительно улучшают когнитивные и некогнитивные навыки ребенка, которые в дальнейшем повышают результаты школьного образования и способствуют росту доходов. Более того, раннее инвестирование в жизнь детей из неблагополучных семей поможет сократить неравенство как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочной.
Результаты, полученные американскими исследователями, показали, что дошкольное образование снижает риск попадания ребенка в специальное учебное заведение, сокращает отсев в учебе и повышает академические достижения выпускников средней школы на 11 процентных пунктов.
Узбекистан вступил в новый этап социально-экономических реформ, когда особое внимание уделяется детям раннего возраста. В связи с чем развитие дошкольного образования находится в фокусе внимания государства с 2017 года. Так, в целях разработки и реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017-го создано Министерство дошкольного образования (ныне - Министерство дошкольного и школьного образования).
Основными задачами министерства на момент образования были создание благоприятных условий для всестороннего развития детей и реализация их творческого потенциала в полной мере. Главная цель состояла и в том, чтобы обеспечить равноправный доступ малышей к получению знаний. Теперь с учетом мирового опыта создаются условия для интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста. В свою очередь за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций в республике осуществляется поэтапный охват всех ребят дошкольным образованием, предоставляются налоговые льготы и преференции, выделяются субсидии из бюджета для рациональных форм обучения и воспитания.
А уже в 2019 году принят Закон «О дошкольном образовании и воспитании». Цель - обеспечить всем детям республики равные возможности, защитить их право на обязательную годичную подготовку к общему среднему образованию. Так, за счет определения четкого плана действий за несколько лет удалось заложить прочный фундамент работы по разным направлениям: строительству новых ДОО; внедрению механизмов государственно-частного партнерства; расширению международного сотрудничества; подготовке и переподготовке кадров для сферы. Кроме того, для определения приоритетных направлений реформирования системы и поднятия на новый уровень процесса обеспечения равноправного доступа детей к качественным знаниям глава государства утвердил Концепцию развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, предусматривающую доведение уровня охвата дошкольным образованием до 80,8 процента.
Как и все другие сферы, дошкольное образование не стоит на месте. Оно постоянно развивается и совершенствуется, чтобы соответствовать современным требованиям и потребностям детей. Например, в настоящее время все большее внимание уделяется развитию ребенка в области информационных технологий, а также формированию навыков критического мышления и творческого подхода к решению задач.
Кроме того, дошкольное образование становится все более доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья: развиваются специальные программы и методики, которые позволяют им получать полноценное образование и развиваться в соответствии со своими потребностями. К примеру, в республике появились уникальные дошкольные образовательные учреждения Imkon, где дети с особенностями развития на основе мультидисциплинарного подхода одновременно получают образовательные, реабилитационные и коррекционные услуги.
Крайне важно, чтобы в данной работе учитывался и передовой международный опыт. Так, 14-16 ноября 2022 года состоялась вторая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Ташкенте, организованная ЮНЕСКО.
К слову, первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста была проведена в Москве в 2010 году.
Главная цель конференции - создание площадки для международного сообщества в целях обсуждения вопросов развития политики в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, направленной на создание благоприятных стартовых возможностей в области развития и обучения для всех детей, в том числе из неблагополучной среды и социально незащищенных слоев общества.
Проведение подобного мероприятия позволило продемонстрировать успехи и достижения нашей страны, показать свою модель развития дошкольного образования, поделиться передовыми идеями и обменяться опытом.
В ходе выступления на второй Всемирной конференции по воспитания и образованию детей младшего возраста Президент Шавкат Мирзиёев отметил: «Строительство фундамента Третьего Ренессанса в нашей стране мы определили в качестве стратегической задачи и намерены поднять ее до уровня национальной идеи. Системы дошкольного, школьного, высшего и средне-специального образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения».
По результатам конференции принят итоговый документ - Ташкентская декларация, которая определила международную повестку дня в области дошкольного образования до 2030 года. Документ подготовлен в ходе консультативного процесса на полях конференции, переведен на шесть официальных языков ООН и передан всем государствам - членам ЮНЕСКО.
Всемирная конференция имеет три основные цели в области воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ): разработка амбициозной, актуальной и учитывающей культурные особенности политики; создание эффективных и подотчетных систем, многосторонних партнерств и услуг; увеличение инвестиций в эту область как важную и неотъемлемую часть стратегий стран, направленных на достижение статуса обществ образования на протяжении всей жизни и устойчивого развития.
Конференция предоставляет различным заинтересованным сторонам площадку для обсуждения перспективного опыта, практики, инноваций, задач и извлеченных уроков в области реализации на страновом и межнациональном уровнях программы работы по ВОДМ, особенно второй задачи ЦУР № 4, накладывающей на государства-члены обязательство «к 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования».
Участники конференции отметили, что зачастую ВОДМ не уделяется внимания во многих национальных и международных политических программах в области образования, а также недостаточный прогресс в выполнении второй задачи ЦУР № 4, учитывая, что неравенство и различия в развитии и обучении возникают в раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни. Доступ к инклюзивным и качественным ВОДМ был вновь твердо признан важным фактором, способствующим благополучию и всестороннему развитию, обучению на протяжении всей жизни, достижению гендерного равенства и социальной справедливости, а также устойчивому развитию, позволяющим обеспечивать всем детям необходимые основы для полного раскрытия их потенциала.
Ташкентская декларация представляет набор руководящих принципов и стратегий в четырех ключевых областях политики: равные и инклюзивные качественные услуги ВОДМ для всех; персонал ВОДМ; инновации для поощрения преобразований; политика, управление и финансирование.
Более того, в этом документе установлены обязательства в отношении принятия мер по преобразованию ВОДМ в течение ближайших десяти лет.
Ташкентская декларация, единогласно принятая всеми участвовавшими в конференции государствами-членами, содержит обязательства по поощрению предоставления по меньшей мере одного года бесплатного и обязательного качественного дошкольного образования для всех и постепенному увеличению объема услуг ВОДМ, содействию более высокой оценке труда персонала ВОДМ и повышению финансирования ВОДМ до уровня, достаточного для выполнения второй задачи ЦУР № 4, а также принятию мер для обеспечения выделения на нужды дошкольного образования не менее десяти процентов от общей суммы расходов на данную сферу.
Как подчеркнул глава государства: «По итогам нашей международной конференции было бы целесообразно рассмотреть принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в которой воспитание детей будет закреплено как важный фактор достижения общечеловеческого прогресса. В этом документе должны быть отражены вопросы о роли родителей в обеспечении детей качественным образованием и воспитанием, духовно и физически зрелыми, их ответственности за полную реализацию способностей и потенциала детей».
Так, 216-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО, прошедшая в Париже с 10 по 24 мая текущего года, единогласно одобрила инициированную Узбекистаном резолюцию «Последующие действия по выполнению Ташкентской декларации и обязательств по принятию мер в интересах преобразования воспитания и образования детей младшего возраста».
Проект резолюции стал одним из главных документов, внесенных странами-членами в качестве новых пунктов в повестку дня 216-й сессии Исполнительного совета. Соавторами выступили 55 стран.
В резолюции выражается благодарность правительству Узбекистана за организацию на высоком уровне в ноябре 2022 года второй Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Ташкенте и политическое лидерство в поддержке данного мероприятия.
Как отмечается, мероприятие стало первым межправительственным в этой сфере вслед за Саммитом по трансформации образования (Нью-Йорк, сентябрь 2022 года) и неотъемлемой частью усилий, предпринимаемых для мобилизации политических обязательств на самом высоком уровне.
Отдельно приветствуется принятие по итогам форума Ташкентской декларации и обязательства по принятию мер в интересах преобразования воспитания и образования детей младшего возраста. Документ также призывает государства-члены к выполнению обязательств Ташкентской декларации, в том числе активной поддержке прилагаемых ЮНЕСКО усилий в области дошкольного образования посредством внесения добровольных взносов, предоставления специалистов и укрепления сотрудничества.
Резолюция охватывает основные пункты Ташкентской декларации, предлагает конкретные механизмы по ее продвижению в целях активизации мер по воспитанию и образованию детей младшего возраста во всем мире. В рамках последующей деятельности по выполнению данного документа предусматриваются: осуществление мониторинга и отчетности по исполнению обязательств, взятых на себя государствами-членами, в целях отслеживания прогресса в реализации Ташкентской декларации; активизация механизма Глобальной стратегии партнерства в области воспитания и образования детей младшего возраста путем обновления его пунктов с учетом положений декларации; проведение международных и региональных тематических совещаний по воспитанию и образованию детей младшего возраста.
Наряду с другими постановляется раз в пять лет организовывать крупное мероприятие, позволяющее подвести итоги достигнутого в реализации Ташкентской декларации прогресса.
Дошкольное образование является важным этапом в жизни ребенка, который должен быть организован на высоком уровне. Не только государству, но и родителям следует заботиться о том, чтобы их дети получили качественные образование и воспитание, являющиеся залогом их успешного будущего.
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».