Наряду с другими странами - участницами Парижского соглашения Узбекистан преследует общую цель - снижение выбросов парниковых газов. Это важно по целому ряду причин, ведь возобновляемые источники остаются для всего мира, в том числе и нашей страны, вопросом приоритетным. Регенеративная энергия (также ее принято называть «зеленой») добывается из источников, которые по человеческим понятиям являются неисчерпаемыми.
Основной принцип использования ВИЭ заключается в извлечении энергии из постоянно происходящих в окружающей среде процессов и предоставлении ее для технического применения.
Такие источники энергии получают все большее развитие. Например, солнечные электростанции популярны в Германии (страна-рекордсмен, свыше трети электроэнергии в ФРГ производится из ветра, биомассы, солнца и на гидроэлектростанциях), США и Испании. В свою очередь ветроэнергетика больше всего распространена в Китае, США и на севере Европы. А в октябре прошлого года в Англии запустили крупнейший прибрежный ветропарк мира в Ирландском море, расставив на 144 квадратных км ветряки высотой почти 200 метров, которые будут производить 659 МВт электроэнергии. То есть это «поле» способно заместить мощности среднестатистической угольной электростанции, к тому же без выбросов и сложных работ по добыче.
Богатый на ценные ресурсы и полезные ископаемые Узбекистан имеет огромный потенциал и в этой сфере. Климатические условия и географическое положение, простор, крупные неосвоенные земли и тепло солнечных лучей круглый год. Это ли не идеальные условия для такой цели? Осталось только запустить механизм, поставить производство на поток и приспособить местный быт под современные тенденции. Поэтому так важны изучение «зеленой» энергетики, контакт со специалистами из зарубежных стран, где уже апробирован опыт.
В последние годы наше государство уделяет значительное внимание практическому использованию ВИЭ, которые рассматриваются в качестве важного фактора устойчивого развития и экономической конкурентоспособности страны. Нынешние природные и институциональные условия могут сделать республику эффективной площадкой для пилотного внедрения передовых технологий в области солнечной энергии с последующим распространением результатов не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. Однако для реализации перспективного замысла необходимо расширить и кардинально улучшить подготовку квалифицированных специалистов в области возобновляемых источников энергии, укрепить законодательную базу.
В связи с этим в республике принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на активизацию внедрения ВИЭ. В их числе постановление Президента «О Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы» от 26 мая 2017-го. А в соответствии с Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан» от 1 февраля 2019-го образовано Министерство энергетики, на которое возложена функция уполномоченного органа по реализации единой государственной политики в области использования ВИЭ. В мае того же года приняты законы «О государственно-частном партнерстве» и «Об использовании возобновляемых источников энергии», которые создали мощную нормативно-правовую основу для ускорения реализации проектов в сфере.
Стоит отдельно остановиться на последнем документе, который стал истинным прорывом для «зеленой» энергетики Узбекистана. Важно то, что производители энергии из возобновляемых источников энергии, в том числе негосударственной формы собственности, освобождаются от уплаты налога на имущество за установку ВИЭ и земельного налога по участкам, занятым этими установками, сроком на десять лет со дня ввода их в эксплуатацию. Предусмотрены стимулы и для тех, кто пользуется возобновляемыми источниками энергии в жилых помещениях.
Закон не только регламентирует процессы, связанные с производством электроэнергии посредством ВИЭ, но и вводит новые понятия: скажем, «производители энергии из возобновляемых источников энергии - юридические или физические лица, осуществляющие производство энергии из возобновляемых источников энергии». Таким образом, расширилось число тех, кто может стать производителем энергии из ВИЭ, привлекая к данному процессу частный капитал.
Опираясь на эти и другие решения, сегодня отечественное Министерство энергетики для диверсификации структуры генерации в сторону увеличения удельной доли таких источников осуществляет комплекс мероприятий, направленных на реализацию инвестиционных проектов в сфере ВИЭ на принципах государственно-частного партнерства. К тому же внедрение механизмов ГЧП в отрасль обеспечивает приток на рынок генерации прямых иностранных инвестиций ведущих зарубежных компаний, располагающих передовыми инновационными техническими и технологическими решениями.
Необходимо отметить, что реализация инвестиционных проектов на условиях ГЧП имеет множество преимуществ, так как весь процесс (привлечение финансирования, осуществление технико-экономического обоснования, логистика, выбор технологий, строительно-монтажные работы, эксплуатация энергообъекта в течение жизненного цикла и процесс владения) входит в обязанности инвестора.
Как отмечалось выше, для решения существующих проблем в Узбекистане по этому вопросу необходимо повысить уровень подготовки инженерных кадров в области ВИЭ и устойчивости окружающей среды. Поэтому в отечественных вузах становится актуальным создание соответствующей европейским стандартам образовательной программы, ведется многоуровневое сотрудничество с учебными заведениями стран, где уже давно значительную долю на рынке энергетики играют возобновляемые источники.
Благодаря удачному сочетанию стимулирующих тенденций и росту спроса солнечная и ветровая энергетика успешно конкурирует с традиционной. И именно в период пандемии, когда мы особенно ясно сознаем, насколько сильно зависим от планеты, перед нами встает вопрос: войдет ли Узбекистан в число передовых стран, успешно осваивающих ВИЭ?
Шухрат Ботиров.
Инженер-конструктор, преподаватель кафедры Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека кандидат технических наук.