Вклад в образование молодежи - инвестиция в процветающее будущее государства

    Образование 3 февраля 2022 659

    Вектор политики Узбекистана направлен на коренное реформирование сферы просвещения, создание необходимых условий для организации полноценного учебного процесса. Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев, страна уверенно шагнула в новую эпоху, когда огромное значение имеют всесторонняя поддержка молодого поколения, комплексные реформы на всех этапах цепочки непрерывного образования. И в последние годы в этом направлении делается многое.

    Ход реформ во всех сферах жизни и деятельности нашего государства впечатляет своими масштабами. В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах мы сумели достичь высоких показателей, провести системные преобразования. За пять лет удалось коренным образом изменить подход и к организации деятельности школ. Сфера народного образования стала одним из приоритетов государственной политики. А в принятой Указом Президента от 28 января Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы обозначен комплекс целей и задач, реализация которых позволит поднять качество получаемого подрастающим поколением образования, укрепить материально-техническую базу школ, создав тем самым прочный фундамент для строительства третьего Ренессанса.

    Образование является одним из жизненно важных направлений. И в современном мире высочайшую ценность представляют именно знания. Они лежат в основе всех созидательных реформ, структурных преобразований, экономического роста и стабильности. Самый активный участник этих процессов - молодежь. Перед новым поколением открыты все двери, создаются возможности для получения образования, занятий научной деятельностью, карьерного роста. Задача государства - создать для юношей и девушек условия, при которых они будут чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, сопричастность к проводимым реформам и вместе с тем ответственность, которая на них возложена.

    «Новый Узбекистан начинается с порога школы», - сказал Президент Шавкат Мирзиёев. С этими словами приходит еще большее осознание значимости общеобразовательных учреждений в жизни подрастающего поколения.

    О необходимости дальнейшего развития школьного образования глава государства говорил на прошедшем 28 января видеоселекторном совещании, где отметил высокую роль сферы в успешной реализации реформ и проектов, подчеркнув, что развитие школ является вопросом жизни и смерти.

    Создание условий для трудоустройства и занятости молодежи, воспитание ее в духе патриотизма, гражданской ответственности, толерантности, уважительного отношения к законам, национальным и общечеловеческим ценностям, а также в качестве личностей с твердыми убеждениями и взглядами на жизнь, способных противостоять негативным влияниям и течениям, - в числе важных целей Стратегии развития. Только просвещенная молодежь может быть защищена от действий, приводящих к подрыву нравственных устоев, разрушительных идей, насилия и жестокости. В связи с этим важными условиями представляются организация эффективного взаимодействия наставников с юношами и девушками, повышение их уровня правосознания и правовой культуры.

    В улучшении качества образования можно выделить два основных направления. Во-первых, это повышение уровня знаний и профессионального мастерства педагогов.

    Глава государства поставил задачи по поддержке деятельности высококвалифицированных, работающих на основе новых подходов учителей. Вместе с тем следует укрепить систему подготовки педагогических работников. Как сказал Президент на совещании 28 января, если учитель не образован, то он ничего не сможет дать подрастающему поколению, отметив, что сегодня некоторые педагоги стремятся к большему количеству часов, а не к качественному проведению уроков. И эти пробелы следует восполнить как можно скорее.

    Так, в числе приоритетных направлений на ближайшие годы: создание ученических мест в общеобразовательных учреждениях, строи­тельство новых школ, в том числе частных, повышение авторитета учителей в обществе, приобщение юного поколения к технологиям, внедрение передового зарубежного опыта в сфере создания учебной литературы.

    Стратегией определены конкретные задачи. Намечено организовать дополнительно 1,2 миллиона ученических мест путем внедрения Национальной программы развития школ, предусматривающей строительство новых учреждений, увеличение числа негосударственных школ, а также повышение качества образования, приведение его в соответствие международным стандартам.

    Перед нами поставлена задача довести количество ученических мест до 6,4 мил­лиона к концу 2026-го. Предусмотрено увеличить долю частных образовательных организаций на восемь процентов в 2026 году и на три процента - в 2022-м. Наряду с этим особое внимание будет уделено реализации программы по развитию 217 детских школ «Баркамол авлод», а также налаживание деятельности свыше 100 тысяч бесплатных кружков, где юноши и девушки станут приобщаться к миру искусства, информационным технологиям, овладевать знаниями и навыками в этой области. Это позволит обеспечивать организацию досуга учеников. Кружки будут оснащены необходимым оборудованием, в том числе компьютерами и доступом к интернету.

    Важная цель - полностью проработать на основе передового зарубежного опыта и внедрить обновленные учебные программы и учебники. Национальной учебной программой предусмотрено создать 699 наименований учебников, рабочих тетрадей, методических пособий для педагогов и мобильных приложений. В нынешнем году будет подготовлено 296 наименований. Чтобы улучшить качество обучения наставников новым методикам преподавания, создается Электронная платформа повышения квалификации.

    Президент не раз высказывался о важности создания необходимых условий для деятельности педагогов. Так, ставится задача довести заработную плату наставников до тысячи долларов, внедрить систему дифференцированного повышения зарплаты талантливых педагогов в зависимости от квалификационной категории. В частности, для этого будет кардинально пересмотрен порядок присвоения квалификации, создается справедливая и прозрачная система оценки знаний и навыков работников системы народного образования.

    Пристальное внимание - подготовке специа­листов. Одно из главных требований к ним - постоянное самосовершенствование. И в ближайшие годы продолжится работа по повышению качества образования в школах, поднятию знаний и квалификации педагогов на международный уровень, по укомплектованию школ (особенно тех, что расположены в отдаленных районах) наставниками с высшим образованием. Будем работать над совершенствованием системы назначения директоров школ и их заместителей с участием мнений педагогического состава и родителей. За счет полной цифровизации оптимизируется деятельность районных подразделений системы народного образования.

    За последние годы наша сфера перешла к инновационным решениям: внедряются ИКТ и опыт развитых зарубежных государств. Существенно вырос научный потенциал педагогов. А современную школу уже невозможно представить без оборудованного компьютерного класса, кабинетов с гаджетами для проведения интересных интерактивных занятий. В целом подход к преобразованиям в школах отличается комплексностью, задействуются лучшие практики.

    Совершенствование государственной молодежной политики неразрывно связано с преобразованиями в сфере просвещения. Обес­печение прав, свобод и законных интересов юношей и девушек, охрана жизни и здоровья молодежи, содействие их духовному, интеллектуальному, физическому и нравственному развитию - все это заложено в основу проводимой нами работы. Для достижения устойчивости в реализации широкомасштабных реформ необходимо обеспечить новое поколение качественным образованием, создать условия для развития инклюзивного образования, в том числе в регионах.

    Образованное общество - основа социально-­экономического прогресса любого государства. И сегодня, когда полным ходом идет строительство Нового Узбекистана, а все сферы оживились после затяжной стагнации, растет потребность в квалифицированных кадрах. Стране нужны профессионалы, стремящиеся к постоянному совершенствованию навыков и новым знаниям. Поэтому на нынешнем этапе реформы в сфере образования представляются жизненно важными. И Стратегия развития в этом направлении устанавливает приоритет, определяя прогрессивные тенденции на перспективу.

    Бахтиёр Саидов.
    Министр народного образования Республики Узбекистан.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates