Внедряется новая система контроля за качеством учебного процесса

    Качество образовательного процесса всегда определяется рядом факторов, в том числе уровнем квалификации педагогов, материально-технической базы учебного заведения, учебной литературы. В этом направлении в стране сейчас проводится колоссальная работа, а помочь определить качество и оценить результативность реформ призваны рейтинги образовательных учреждений. Так, в соответствии с задачами, обозначенными в рамках реализации реформ в сфере просвещения, вводятся изменения в процесс составления рейтинга школ и академических лицеев страны. Соответствующее постановление о мерах по определению рейтинга общих средних и средних специальных образовательных учреждений принято правительством 3 июня текущего года.

    Современная система образования и подготовки кадров отличается активным внед­рением и применением передовых методик и инноваций. В учебном процессе, начиная с детского сада, ребенок сталкивается с постоянной необходимостью заниматься самосовершенствованием и самообразованием. Нынешнее поколение учащихся призвано стать опорой завтрашнего дня. Именно поэтому в приоритет взято развитие в учебных заведениях ИКТ, привлечение в сферу молодых и перспективных педагогов, постоянное совершенствование учебной литературы и улучшение материально-технической базы. Для воплощения в жизнь таких инициатив перед сферой поставлена задача составления ежегодного рейтинга общеобразовательных учреждений в разрезе районов (городов), Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. При этом производится оценка деятельности хокимов и их советников по вопросам образования и воспитания.

    В процессе подбора индикаторов, определяющих рейтинг школы, изучен зарубежный опыт, в частности, тщательно проанализированы методики оценки учреждений США, России, Японии, Австралии, Швейцарии, Нидерландов, Канады и Украины.

    - К процессам разработки национальных рейтинговых индикаторов привлечены методисты-предметники, квалифицированные педагоги и представители соответствующих министерств и ведомств, - говорит начальник главного управления Государст­венной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Анваржон Махмудов. - В рамках подготовки проекта соответствующего постановления организовано несколько круглых столов. Кроме того, документ был размещен для согласования между 39 министерствами и ведомствами, а также для всенародного обсуждения на портале regulation.gov.uz. Так, постановлением утверждены положения о порядке определения рейтинга общеобразовательных учебных заведений и академических лицеев.

    В соответствии с актом Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров ежегодно до 1 сентября будет объявлять совместно с Министерством народного образования рейтинг общих средних образовательных учреждений в разрезе районов (городов), Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Параллельно в сотрудничестве с Минвузом станет составляться рейтинг академических лицеев. Намечено в том числе проведение мониторинга эффективности их деятельности.

    За последние два года рейтинг школ объявлялся Госинспекцией. Если первоначально были вовлечены школы, рекомендованные МНО и региональными органами управления народного образования, то в прошлом году десять процентов школ отобраны по принципу случайности. Теперь согласно новому порядку в рейтинге будут участвовать все школы. Кроме того, внесен ряд изменений и дополнений в критерии оценки. При оценке деятельности хокимов и их советников по вопросам образования и воспитания через рейтинг школ учитывается целый ряд показателей. Среди них:

    • уровень подготовки и качество образования выпускников школ по общеобразовательным предметам (учитываются набранные баллы при поступлении в высшие образовательные учреждения и доля поступивших);
    • уровень владения учащихся иностранными языками;
    • занятость выпускников 11-х классов (показатель формируется на основании данных министерств и ведомств, в системе которых находятся общеобразовательные учреждения);
    • доля совершенных среди учащихся образовательных учреждений преступлений (на основании информации Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан);
    • потенциал педагогов (учитывается, сколько процентов от общего числа учителей являются учителями высшей и первой категорий);
    • уровень владения педагогов иностранными языками (наличие у учителей нацио­нальных или зарубежных сертификатов о владении иностранным языком);
    • объем дополнительных расходов из вырученных средств районного (городского) бюджета для поддержания материально-технической базы и учебно-­воспитательной среды школ;
    • духовно-просветительская и учебно-­воспитательная среда (оценивается деятельность, проведенная в рамках реализации пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом).

    - Все школы будут оцениваться по вышеуказанным критериям, а результаты - объявлены в разрезе районов и городов, Респуб­лики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, - продолжает А. Махмудов. - Кроме того, постановлением утверждены отдельные критерии оценки деятельности директора школы, его заместителей и педагогического коллектива. В целях формирования базы данных по определению рейтинга рабочими группами каждый год Госинспекция совместно с Министерством народного образования путем жеребьевки будут выбирать общеобразовательные учреждения, где станут проводиться социальные опросы и контрольные работы на основе международных исследовательских вопросов TALIS.

    По итогам анкетирования, проведенного среди учащихся, оценивается эффективность деятельности педагогического и управленческого персонала, а педагоги могут поделиться информацией о своей профессиональной подготовке, деятельности, условиях обучения в школе, выразить личное мнение по тем или иным вопросам.

    Контрольная работа - в письменной форме или виде тестирования - проводится с целью определения уровня знаний учащихся по общеобразовательным предметам. При подсчете рейтинговых показателей учитываются баллы всех общеобразовательных учреждений, участвующих в рейтинге, они рассчитываются отдельно по каждому отдельному критерию. Школе с самым высоким результатом по соответствующему критерию будет присвоено наибольшее количество баллов. Кроме того, баллы всех остальных школ рассчитываются по отношению к сумме баллов общеобразовательного учреждения с наивысшим баллом.

    При составлении рейтинга академических лицеев показатели немного иные. Здесь делается акцент на соотношение количества претендентов, подавших документы для поступления на учебу, к установленному параметру приема (конкурсному показателю); долю учащихся, поступивших в высшие учебные заведения, а также победивших (занявших призовые места) в престижных международных и республиканских предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях в год определения рейтинга. На показателях рейтинга скажутся достижения учащихся, к примеру, владение ими международными сертификатами об уровне знаний иностранного языка и отдельных предметов. Также непременно учитывается то, насколько эффективно в школах и лицеях проводится духовно-просветительская деятельность. Важный аспект - здоровая учебно-воспитательная среда. В качестве индикатора оценки станут выступать результаты работы по реализации пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом.

    - Рейтинг общеобразовательных учреждений не применяется к Президентским школам и специализированным государственным образовательным учреждениям для детей с ограниченными возможностями, а рейтинг академических лицеев не применяется к военно-академическим лицеям «Темурбеклар мактаби», - подчеркивает специалист. - Ежегодно в компетентные органы и организации в сфере образования предоставляются аналитические данные о ведении мониторинга эффективности деятельности учреждений, об учебных заведениях с низкими показателями. По результатам рейтинга оценивается деятельность директоров и их заместителей, преподавателей, хокимов соответствующих регионов и их советников по вопросам образования.

    Воплощение в жизнь инициатив в облас­ти образования служит важным шагом в развитии современного Узбекистана. Молодежь нового времени заинтересована в получении качественных знаний и образования, которые в дальнейшем откроют для нее все двери. Поэтому создание необходимых условий для поднятия уровня, а главное, качества учебного процесса в образовательных учреждениях сегодня является одним из приоритетных направлений государственной политики Нового Узбекистана.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates