Внедряется японская система образования

    Образование 24 января 2024 1225

    В начальных классах 19 общеобразовательных школ Ферганской области в качестве пилотной внедрена японская система образования, которая, по мнению экспертов, помогает учащимся быстро и легко изучать предметы, а также поддерживать дружеские отношения.

    Общеобразовательная школа № 6 города Коканда эффективно работает в этом направлении. Здесь в девять начальных классов зачислены 308 учащихся. Для них выделено отдельное здание, при входе в которое установлены полки для хранения телефонов детей, предусмотрено место для переобувания. Есть отдельная комната для мытья рук с соответствующими атрибутами.

    Здание школы подключено к высокоскоростному волоконно-оптическому интернету и сети Wi-Fi. Созданы необходимые условия и для учителей начальных классов. Каждому выделен ноутбук. В кабинетах установлены элект­ронные и магнитные доски. А в учительской - цветной принтер. Первоклассники обеспечены планшетами.

    - Не будет преувеличением сказать, что за короткий период система дала определенные результаты, - убеждена директор школы Ферузахон Каххарова. - Это видно по стремлению учащихся к обучению, быстрому усвоению ими предметов, поведению, доброму отношению друг к другу. Никто не пропускает занятия без уважительной причины. Дети учатся анализировать любую ситуацию.

    Так, мы провели своеобразное исследование. Во время перемен в классе и школьном дворе намеренно оставляли бумагу, пустые контейнеры. Ребята не остались равнодушными к этому, как случалось раньше. Вместе они привели в порядок классы и школьный двор. Очевидно, что японская система образования, где большое внимание уделяется уважению своего и чужого труда, работает.

    В целях формирования трудовых навыков у учащихся за классами закреплены участки на территории школы. Дети обеспечены необходимым инвентарем для обрабатывания земли. В процессе работы они получают навыки бережного отношения к природе, учатся совмещать познавательную деятельность с практикой. Также действуют кружки робототехники, по математике и информатике, клуб «Семпай», где проходит обучение японскому языку.

    А в классах чистота и порядок. Уборкой занимаются сами ребята. Все начальные классы обеспечены необходимыми чистящими средствами. Для организации питания - качественная небьющаяся посуда и подносы. После обеда введен порядок самостоятельного мытья посуды учащимися и ее хранения в специальных шкафах.

    - Стремимся к тому, чтобы уроки были наполнены дискуссиями, обсуждениями, - делится учитель Ёкутхон Зокирова. - Важно повысить активность ребят на занятиях, развивать их способности в использовании современных информационных технологий. А это наряду с обучением учащихся самостоятельному мышлению служит расширению их мировоззрения и формированию навыков правильного реагирования на любую ситуацию. В японской системе образования не разрешается громко разговаривать с детьми. То же самое требуется и от наших учеников.

    Примечательно, что учащиеся свободно владеют японским языком, умело используют планшеты и практикуются в области робототехники. Так, робот, созданный ребятами, предупреждает вас о препятствиях на дороге.

    Надо отметить, что в каждом кабинете организован классный уголок, где размещены в том числе графики дежурств и внеклассных занятий.

    - Сын учится в начальной школе, - рассказывает Нурхон Абдурахмонова. - Образование и воспитание по новой системе положительно отражаются на его поведении и дома, и на улице. Ребенок хорошо осваивает предметы, особенно информатику и японский язык. Старается не терять времени даром, во всем помогает братьям.

    В школе создана музыкальная комната, оснащенная 12 видами национальных инструментов. В японском образовании каждый ученик может играть на любом из них по своему желанию. В течение учебного года преподаватели встречались с родителями каждого школьника и знакомили их с документами, в которых отражаются успеваемость и поведение ребенка.

    - Система образования Японии, основная идея которой - формирование у учащихся способности к свободному и креативному мышлению, отличается такими аспектами, как предоставление высокого уровня обучения, соблюдение чистоты и приобщение к здоровому образу жизни с детства, ориентация на профессиональное образование с юности, развитие трудовых навыков, - говорит руководитель отдела Управления дошкольного и школьного образования Ферганской области Озода Рахмонова. - Во всех таких школах ежедневные занятия начинаются с уроков этикета. Приняты меры по улучшению материально-технической базы и санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений. Для учеников и преподавателей введен дресс-код.

    Учитель начальных классов элементарной школы «Имаи» в Токио Гото Микако и японский профессор робототехники и точных наук Коганезава Коичи - советники хокима Ферганской области в сфере образования. Запущена система проведения практики учителей через платформу Zoom на основе ферганского опыта, активно внедряются некоторые аспекты японской методики.

    В этих школах и для педагогов созданы прекрасные условия. Учительская превратилась в площадку для постоянных открытых обсуждений ежедневного опыта и обмена идеями, планирования уроков и их результатов. Проводятся образовательные и практические семинары, направленные на популяризацию опыта в этом направлении. Особое внимание уделяется организации открытых уроков и занятий кружков в начальных классах. Для творческой работы учителей создан методический кабинет с необходимыми для работы пособиями и техническим оборудованием.

    Образование не может быть отделено от воспитания, а воспитание - от образования. Подобный эксперимент, проводимый в общеобразовательных школах Ферганской области, служит повышению знаний и навыков учащихся, расширению их мировоззрения.

    Расулжон Камолов.