Рациональное использование водных ресурсов при орошаемом земледелии является важнейшим аспектом «умного» сельского хозяйства.
В нашей стране постоянное внимание уделяется водосберегающим технологиям: связано это с тем, что более 80 процентов используемой в сельском хозяйстве воды прибывает из соседних стран. Вместе с тем нельзя говорить о том, что мы бережно относимся к этим драгоценным источникам влаги.
Такие методы, как полив по коротким тупым бороздам, через борозду, дискретный полив, с переменной струей, методом «шарбат» (вода, насыщенная органическими удобрениями), уменьшают испарение с поверхности почвы.
При недостатке поливной воды особенно важно правильно сочетать подкормки растений с фазой бутонизации. В первую очередь следует внести азот и калий, а в начале цветения - азот и фосфор. Известный агрохимик Д. Прянишников придавал большое значение применению удобрений как мер внешнего воздействия с целью понизить непроизводительную трату воды растениями при транспирации. Наряду с этим необходимо отметить, что чистое от сорняков поле - одно из главных условий эффективного использования ограниченных водных ресурсов, ускорения роста и развития растений.
Борьба с сорняками на ранней стадии развития в условиях маловодья имеет первостепенное значение. Причем не удаление, а химическая обработка. При этом наземная часть сорняка высыхает, разветвленные корни гниют, обогащая почву органическими удобрениями и создают мелкокомковатую среду, уменьшая испарение влаги.
Бережное отношение к воде и оптимальное насыщение ею растений - предмет постоянной заботы фермеров США. Наиболее распространенным методом полива в долине Сан-Хоакин (штат Калифорния), как и у нас, является бороздковый, получили распространение и капельное орошение, дождевание и даже затопление. Этот прием дает прекрасные результаты, особенно на засоленных землях, заодно и опресняя почву.
При бороздковом поливе, как и при капельном орошении и дождевании, воды расходуется в два раза меньше, чем у нас. Это, во-первых, связано с отсутствием таких ее испарителей, как арыки и окарыки. Во-вторых, они не знают, что такое водосброс. Вода от накопителя (бассейна) по трубам, расположенным на глубине 5-6 футов (1,5-1,8 м), идет до хлопковых карт. Там по стандартным десятиметровым алюминиевым трубам с отверстиями через каждый метр, которые укладываются поперек грядок в начале поля, проходит малой струей между грядок до конца поля. Исключительная планировка, мелкозернистая структура почвы позволяет смачивать ее равномерно. Когда вода достигает конца грядок, полив прекращается. Такая методика уменьшает в два раза ее расход, не смывает, как у нас, в сброс, внесенные минеральные удобрения, предотвращает эрозию почвы, не смывая плодородный горизонт и не загрязняет окружающую среду химическими элементами.
Хлопкоробы Испании при поливе хлопчатника большое внимание уделяют водосберегающим технологиям. Так, воду на поля к посевам из источника (канал, водохранилище) здесь, как в США, подают по трубам, находящимся на глубине 1,2 метра, подводят до карт, требующих полива. На поле к ним подключают гибкие шланги, полив проводят очень малой струей.
Площади полей с посевами семян хлопчатника не превышают 10-15 гектаров, а длина их может быть равной 80-120 метров. Когда вода достигает конца поля, ее отключают. При этом она доходит до основных корней, на глубине 60-80 см.
Сброс воды и слив плодородного слоя почвы, а также внесенных удобрений, здесь не практикуется, как и потери воды из-за отсутствия арыков и окарыков и на испарение.
В целом в Испании при урожае хлопка-сырца 40-45 центнеров с гектара расход воды составляет 4,5-5,4 тысячи кубометров на гектар, что более чем в два раза меньше расхода воды на наших хлопковых полях при урожае 25-27 центнеров с гектара.
А в Греции наряду с поливами по гибким шлангам в период вегетации хлопчатника распространено дождевание. При этом расход воды на одном гектаре составляет 3-4 тысячи кубометров воды, что в 2,5-3 раза меньше, чем мы расходуем при бороздовом поливе.
Из-за высокого содержания органических веществ в почвах (гумус – три-четыре процента) в Греции, при поливе дождеванием образуется очень небольшой слой корки (5-7 мм), а у нас из-за малого их количества (гумус - 0,7-0,9 процента) корка достигает 21-25 мм. В нашей стране поливы дождеванием могут дать хорошие результаты на посевах зерновых культур, а также хлопчатника на легких почвах.
Полив дождеванием, как в Греции, широко распространен и в Болгарии. Там почвы отличаются очень высоким содержанием гумуса, (5-7 процентов), их называют «чернозем-смолица». При таком методе здесь почвенной корки не образуется.
Известно, что при засушливом климате и ограниченности водных ресурсов одним из наиболее удачных способов полива сегодня является способ капельного орошения.
Хлопкоробы Израиля благодаря умелому использованию почвенно-климатических условий вопреки недостатку природных ресурсов, особенно воды и пахотных земель, удачному способу полива на малоплодородных, легких почвах пустыни Негев получают по 5,5-6 тонн хлопка-сырца с гектара. Особенность капельного орошения - равномерность распределения влаги по всей системе.
Капельный полив сегодня пользуется большой популярностью, так как он отличается простотой, гарантирует экономичный расход раствора, точную подачу воды. Она малыми порциями при посеве на легких почвах подается непосредственно под корни растений в строго отведенное время. В 2020 году в нашей стране капельное орошение на хлопчатнике планируют провести на 24,9 тысячи гектарах.
Нужно отметить, что при проведении производственных опытов на тяжелых почвах вода не в полной мере проникает в подпочвенные слои, этому препятствует образовавшаяся корка, отсутствие культивации затягивает вегетационный период.
Резюмируя, отметим, что израильских экспертов, прибывших в Узбекистан для проведения производственных посевов, озадачили результаты, полученные при проведении опытов по водосберегающим технологиям в Узбекистане. Вместе с тем отмечено, что хорошие результаты в местных условиях можно получить при посеве на легких почвах.
Ренат Назаров.
Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Узбекистан,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор.