Досье «ПВ»: Мухамедов Азизбек Анварович родился 15 мая 1981 года в Шымкенте (Казахстан). В 1999-2004 годы учился в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода на отделении компьютерной мультипликации живописного факультета. С 2004-го работает на киностудии «Узбекфильм».

В 2009 году на Международном кинофестивале «Звезды Шакена» в городе Алматы удостоен первого места за анимационный фильм «Два соседа и дыня».

В 2021-м на III Международном фестивале анимационных фильмов «АМЕN» в Туркестане (Казахстан) фильм «Дом на колесах» удостоен Гран-при фестиваля как лучший анимационный фильм, а картина «Волшебный танбур» заняла первое место за лучшее художественное исполнение.

- Азизбек, от кого довелось получить первые уроки в сфере анимации? Кто является наставником? Или их несколько?

- В первый же год работы в «Узбекфильме» посчастливилось принять участие в съемках фильма «Кошка со светильником» режиссера Мавзура Махмудова в качестве художника-мультипликатора и ассистента режиссера. Его и назову главным наставником. Потому что еще в институте Мавзур-ака читал нам лекции по профессии художника анимационного кино. И в студии уже закреплял теорию на практике.

В сфере режиссуры считаю наставниками Назима Туляходжаева, Светлану Муратходжаеву и Дмитрия Власова.

- Как называлась дебютная картина? Ведь первое детище всегда запоминается на всю жизнь.

- Трудно выделить один фильм. Назову сразу три первых картины. В 2005 году дебютировал в качестве режиссера и художника-постановщика с фильмом «Подкова» по сценарию Рустама  Рамазанова. В 2006-м стал художником-постановщиком фильма «Звезда Заратустры» режиссера Светланы Муратходжаевой. И наконец, в 2007 году выступил впервые уже режиссером и художником-­постановщиком фильма «Два соседа и дыня» по сценарию Дмитрия Власова.

Вообще 2007 год выдался для меня счастливым - это и мой первый режиссерский опыт, и женитьба осенью на моей возлюбленной Мохигуль. В 2008-м осваивал новую для себя профессию композера - специалиста по трехмерной графике, делающего финальные сцены в фильмах. Работал над картинами «Влюбленный горбун» и «Счастье Мешкоба» режиссера Назима Туляходжаева.

- О чем первый фильм «Два соседа и дыня»? И за что удостоен первого места на международном фестивале в Алматы?

- В нем с юмором высмеяны такие распространенные человеческие пороки, как стремление к обогащению, жадность и тщеславие. Два соседа Закир и Бакир оспаривают друг у друга якобы редкостную дыню бедного дехканина, который настаивает на импортном происхождении сладкого товара. Старый дехканин с трудом катит тележку, доверху груженую золотом и деньгами, а потом она тонет в речке…

Мне дорог и диплом за этот фильм, в котором написано, что лента отмечена в номинации  «За юмористический взгляд на людские пороки».

- Какие примеры в мировой анимации вдохновляют на творчество? Чьи картины больше всего нравятся?

- Я бы назвал ленты Фёдора Хитрука, Эдуарда Назарова, Александра Татарского. Особенно любимым для меня является «Фильм, фильм, фильм» Хитрука.

- Как часто доводилось совмещать роли режиссера и художника-постановщика? И с каким успехом?

- Периодически. Например, в 2009 году выступил как автор сценария, режиссер, и художник-­постановщик фильма «Умелые руки». В 2010-м -  как режиссер и художник-постановщик фильма  «Кто Я?» по сценарию Р. Рамазанова в мульт­проекте «Чархпалак», в 2012-м - режиссер и художник-­постановщик фильма «Смекалистый ученик» (сценарий Дилфузы Мардоновой).

Как видите, приходилось не только в двух, но порой и в трех ипостасях заниматься любимым делом. Когда вокруг единомышленники, это не вызывает сложностей.

- Мультфильмы снимаются в основном для детей. То есть режиссер или сценарист должен смотреть на мир глазами ребенка. Насколько удается соответствовать  этой непосредственности детского взгляда?

- Стараюсь. Я ведь не только творческий человек, но и счастливый отец. Так совпало, что в 2009 году родилась моя дочь Ойдин, а спустя два года -  сын Мухаммад. Как любящий отец представляю себе, что рассказываю детям на ночь сказки. Дочери посвящен фильм «Белый верблюжонок» (режиссер Джавлон Турдыходжаев), где я работал художником-постановщиком. А в год рождения сына моей режиссерской работой стал фильм «Дорога и дети» по сценарию Джасура Исхакова.

- А какой фильм снимался очень долго?  И чем запомнился?

- Пожалуй, это фильм «Нохатполвон», снимался с 2014 по 2017 год. Там я выступил как художник-мультипликатор. В нем маленький мальчик, размером с зернышко нухата по прозвищу Нохатполвон спасает от злой волшебницы красавицу Ойпари и двух старших братьев.  В итоге добро побеждает.

- Среди недавних успехов - участие  в анимационном фестивале в прошлом году в Туркестане. Являясь уроженцем Южного Казахстана, приятно было получить признание именно там?

- Конечно. Глубоко символично, что на III Международном анимационном фестивале «АМЕN» в Туркестане фильм «Дом на колесах» удостоен Гран-при фестиваля как лучший анимационный фильм, а «Волшебный танбур» получил первое место за лучшее художественное исполнение фильма.

Автором сценария фильма «Волшебный танбур» стал народный любимец Обид Асомов. Горжусь тем, что мне выпала честь работать с таким мастером! Мне дорога эта картина как память о великом артисте юмористического жанра Узбекистана.

- Кроме соседних стран, знакомы ли ваши творения европейскому зрителю?

- Да. Снятый мной в 2018 году в качестве режиссера и художника-постановщика фильм «Дом на колесах» по сценарию Дмит­рия Власова был отмечен на международном анимационном фестивале Tindirindis в Литве. Нас наградили специальным дипломом.  Кстати, картина снята по книге детского писателя из Андижана Фарида Усмана.

- Вы ездите с мастер-классами по областям? Кого можете назвать своими учениками? И какие творческие контакты с ними сейчас поддерживаете?

- Действительно, часто выезжаем в регионы, чтобы поддержать коллег по анимационному кино. Там тоже множество талантливых людей. Не буду никого выделять в качестве учеников. Будет правильнее, если кто-нибудь из них в своих интервью назовет меня своим наставником.

Беседовал
Аблай Камалов.
«Правда Востока».

Фото из архива Азизбека Мухамедова.