«Волшебный танбур» и «Дом на колесах» аниматора Азизбека Мухамедова

    Во всем мире 28 октября широко отметили Международный день анимации. Отрадно, что наши соотечественники тоже преуспели в этом жанре кино. Сегодня мы беседуем с лауреатом престижных премий, режиссером-аниматором Азизбеком Мухамедовым.

    Досье «ПВ»: Мухамедов Азизбек Анварович родился 15 мая 1981 года в Шымкенте (Казахстан). В 1999-2004 годы учился в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода на отделении компьютерной мультипликации живописного факультета. С 2004-го работает на киностудии «Узбекфильм».

    В 2009 году на Международном кинофестивале «Звезды Шакена» в городе Алматы удостоен первого места за анимационный фильм «Два соседа и дыня».

    В 2021-м на III Международном фестивале анимационных фильмов «АМЕN» в Туркестане (Казахстан) фильм «Дом на колесах» удостоен Гран-при фестиваля как лучший анимационный фильм, а картина «Волшебный танбур» заняла первое место за лучшее художественное исполнение.

    - Азизбек, от кого довелось получить первые уроки в сфере анимации? Кто является наставником? Или их несколько?

    - В первый же год работы в «Узбекфильме» посчастливилось принять участие в съемках фильма «Кошка со светильником» режиссера Мавзура Махмудова в качестве художника-мультипликатора и ассистента режиссера. Его и назову главным наставником. Потому что еще в институте Мавзур-ака читал нам лекции по профессии художника анимационного кино. И в студии уже закреплял теорию на практике.

    В сфере режиссуры считаю наставниками Назима Туляходжаева, Светлану Муратходжаеву и Дмитрия Власова.

    - Как называлась дебютная картина? Ведь первое детище всегда запоминается на всю жизнь.

    - Трудно выделить один фильм. Назову сразу три первых картины. В 2005 году дебютировал в качестве режиссера и художника-постановщика с фильмом «Подкова» по сценарию Рустама Рамазанова. В 2006-м стал художником-постановщиком фильма «Звезда Заратустры» режиссера Светланы Муратходжаевой. И наконец, в 2007 году выступил впервые уже режиссером и художником-­постановщиком фильма «Два соседа и дыня» по сценарию Дмитрия Власова.

    Вообще 2007 год выдался для меня счастливым - это и мой первый режиссерский опыт, и женитьба осенью на моей возлюбленной Мохигуль. В 2008-м осваивал новую для себя профессию композера - специалиста по трехмерной графике, делающего финальные сцены в фильмах. Работал над картинами «Влюбленный горбун» и «Счастье Мешкоба» режиссера Назима Туляходжаева.

    - О чем первый фильм «Два соседа и дыня»? И за что удостоен первого места на международном фестивале в Алматы?

    - В нем с юмором высмеяны такие распространенные человеческие пороки, как стремление к обогащению, жадность и тщеславие. Два соседа Закир и Бакир оспаривают друг у друга якобы редкостную дыню бедного дехканина, который настаивает на импортном происхождении сладкого товара. Старый дехканин с трудом катит тележку, доверху груженую золотом и деньгами, а потом она тонет в речке…

    Мне дорог и диплом за этот фильм, в котором написано, что лента отмечена в номинации «За юмористический взгляд на людские пороки».

    - Какие примеры в мировой анимации вдохновляют на творчество? Чьи картины больше всего нравятся?

    - Я бы назвал ленты Фёдора Хитрука, Эдуарда Назарова, Александра Татарского. Особенно любимым для меня является «Фильм, фильм, фильм» Хитрука.

    - Как часто доводилось совмещать роли режиссера и художника-постановщика? И с каким успехом?

    - Периодически. Например, в 2009 году выступил как автор сценария, режиссер, и художник-­постановщик фильма «Умелые руки». В 2010-м - как режиссер и художник-постановщик фильма «Кто Я?» по сценарию Р. Рамазанова в мульт­проекте «Чархпалак», в 2012-м - режиссер и художник-­постановщик фильма «Смекалистый ученик» (сценарий Дилфузы Мардоновой).

    Как видите, приходилось не только в двух, но порой и в трех ипостасях заниматься любимым делом. Когда вокруг единомышленники, это не вызывает сложностей.

    - Мультфильмы снимаются в основном для детей. То есть режиссер или сценарист должен смотреть на мир глазами ребенка. Насколько удается соответствовать этой непосредственности детского взгляда?

    - Стараюсь. Я ведь не только творческий человек, но и счастливый отец. Так совпало, что в 2009 году родилась моя дочь Ойдин, а спустя два года - сын Мухаммад. Как любящий отец представляю себе, что рассказываю детям на ночь сказки. Дочери посвящен фильм «Белый верблюжонок» (режиссер Джавлон Турдыходжаев), где я работал художником-постановщиком. А в год рождения сына моей режиссерской работой стал фильм «Дорога и дети» по сценарию Джасура Исхакова.

    - А какой фильм снимался очень долго? И чем запомнился?

    - Пожалуй, это фильм «Нохатполвон», снимался с 2014 по 2017 год. Там я выступил как художник-мультипликатор. В нем маленький мальчик, размером с зернышко нухата по прозвищу Нохатполвон спасает от злой волшебницы красавицу Ойпари и двух старших братьев. В итоге добро побеждает.

    - Среди недавних успехов - участие в анимационном фестивале в прошлом году в Туркестане. Являясь уроженцем Южного Казахстана, приятно было получить признание именно там?

    - Конечно. Глубоко символично, что на III Международном анимационном фестивале «АМЕN» в Туркестане фильм «Дом на колесах» удостоен Гран-при фестиваля как лучший анимационный фильм, а «Волшебный танбур» получил первое место за лучшее художественное исполнение фильма.

    Автором сценария фильма «Волшебный танбур» стал народный любимец Обид Асомов. Горжусь тем, что мне выпала честь работать с таким мастером! Мне дорога эта картина как память о великом артисте юмористического жанра Узбекистана.

    - Кроме соседних стран, знакомы ли ваши творения европейскому зрителю?

    - Да. Снятый мной в 2018 году в качестве режиссера и художника-постановщика фильм «Дом на колесах» по сценарию Дмит­рия Власова был отмечен на международном анимационном фестивале Tindirindis в Литве. Нас наградили специальным дипломом. Кстати, картина снята по книге детского писателя из Андижана Фарида Усмана.

    - Вы ездите с мастер-классами по областям? Кого можете назвать своими учениками? И какие творческие контакты с ними сейчас поддерживаете?

    - Действительно, часто выезжаем в регионы, чтобы поддержать коллег по анимационному кино. Там тоже множество талантливых людей. Не буду никого выделять в качестве учеников. Будет правильнее, если кто-нибудь из них в своих интервью назовет меня своим наставником.

    Беседовал
    Аблай Камалов.
    «Правда Востока».

    Фото из архива Азизбека Мухамедова.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates