5 февраля текущего года на видеоселекторном совещании под председательством главы государства обсуждались приоритетные задачи в социальных сферах. Отдельно указаны на недостатки и проблемы в сфере школьного и дошкольного образования, общеобразовательных школ, слабые места в воспитании наших детей.
Сегодня около 60 процентов населения нашей страны составляет молодежь, и основной слой - обучающиеся в сфере высшего образования юноши и девушки. Поэтому в своей речи руководитель государства также коснулся деятельности Министерства высшего образования, науки и инноваций и определил ряд задач.
Важно, чтобы уровень образования сегодняшних новых кадров был полным, а молодые специалисты достигли уровня, основанного на мировых образовательных стандартах.
На совещании отдельно проанализирована необходимость создания условий в вузах для самостоятельной работы студентов, увеличения количества литературы и учебников, продолжения научных исследований, а также устранения недостатков в этом отношении.
С сожалением нужно отметить, что сегодня очень много молодых людей, которые после окончания четырехгодичного высшего образования скитаются, не найдя работы по своей специальности, а также тех, кто учился ради получения диплома и не имеет знаний в своей сфере.
Из-за нехватки знаний, но при наличии высшего образования многие наши молодые люди уезжают работать за границу, трудятся там за гроши, тратя впустую свою жизнь в то время, когда им надо учиться и набираться опыта.
По результатам наблюдений можно сказать, что у нас очень много талантливой, одаренной и жаждущей знаний молодежи. Однако, существуют определенные препятствия на пути демонстрации ими своих способностей. Например, их коммуникативная культура, неумение свободно выражать свое мнение и неспособность быть независимыми в показе проводимых исследований, упираются в школу и семью. Для этого сотрудничество школ, колледжей-лицеев и высших учебных заведений должно быть органичным и непрерывным.
Также в ходе встречи было подвергнут резкой критике тот факт, что подготовка в вузах страны инженеров и технологов, способных работать на сложных технологиях, не превышает 20 процентов.
В этом плане Навоийский государственный педагогический институт, осуществляет ряд научно-исследовательских и учебно-методических работ по международному сотрудничеству. В частности, в целях получения достаточного опыта от ведущих зарубежных высших учебных заведений установлено взаимное сотрудничество с высшими учебными заведениями Российской Федерации, стран Европы и Азии.
Так, в текущем году студентам факультета «Истории» читал лекции декан гуманитарного факультета Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой, кандидат исторических наук, доцент Алексей Радюк, факультета «Русская и казахская филология» - кандидат наук университета штата Северная Каролина (США) Ирина Барклай, а также заведующий кафедрой философии Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Авезова, кандидат философских наук, доцент Мейрхан Спанов, старшие преподаватели Анаркул Есимова, Назира Танкиш, доцент Айнур Жиенбекова, «Естественных наук» - ряд экспертов, таких как доцент кафедры биологических наук МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Северова.
В целях эффективной организации международного сотрудничества в новом учебном году институт проводит переговоры с зарубежными партнерскими организациями относительно организации работы на основе конкретного плана.
По поручению Президента в будущем будет создана система, которая свяжет колледжи-техникумы и высшие учебные заведения с работодателями. В 2024 году будет сформирована среда для подготовки специалистов по востребованным профессиям, таким как современные дизайнеры, технологи, архитекторы, инженеры и энергетики. Стандарты 100 востребованных профессий будут обновлены с учетом опыта Германии, Швейцарии и Великобритании. При этом требования к квалификации будут адаптированы к потребностям работодателей.
Определено: организация как можно больше практики студентов на образуемых новых предприятия; за счет укрупнения направлений бакалавриата на 40 процентов сократить их количество; обновить образовательные программы этих курсов на основе программ вузов, входящих в ТОП-300.
С переходом фонда «Эл-Юрт Умид» в ведение Администрации Президента будет внедрена новая система обучения за рубежом. Теперь при направлении молодежи на обучение за границу за счет средств фонда приоритет будет отдаваться подготовке квалифицированных и качественных инженеров и технологов.
Отныне в каждом высшем учебном заведении должны быть квалифицированные и зрелые носители знаний, настоящие патриоты, способные воспитать молодых людей, горящих чувством любви к родине, преданности своему отечеству, своему народу.
В настоящее время в Навоийском государственном педагогическом институте действуют 11 факультетов и 26 кафедр. В институте готовятся бакалавры по 32 направлениям, магистры - по 19 специальностям, всего в институте обучаются 19 тыс 717 юношей и девушек, которым несут знания 483 квалифицированных профессора, доктора, кандидаты наук и доценты, старшие преподаватели, ассистенты.
В целях материальной и моральной поддержки и поощрения студентов в 2023 году Навоийский государственный педагогический институт выплатил 2 тыс 415 студентам более 3 млрд сумов.
Также Навоийский пединститут впервые принял участие в глобальном экологическом рейтинге вузов, показав свою приверженность принципам устойчивого развития и вкладу в устойчивость, и был признан среди тысяч участвующих вузов из более чем 90 стран мира и занял свое место в мировом рейтинге UI GreenMetric World University Ranking - 2023.
В результате созданных возможностей и условий 14 студентов Навоийского государственного педагогического института стали обладателями Президентской и именных государственных стипендий.
Гулсанам Норова,
доцент Навоийского государственного педагогического института.