Узбекистан - страна с многовековой историей, уходящей своими корнями в глубь тысячелетий. Наш край, как признают археологи и ученые-историки, - одно из древнейших мест обитания человека. На протяжении веков на территории Междуречья проживали люди, возводились прекраснейшие города: Самарканд, Бухара, Хива и другие, оставшиеся нам в наследство. Эти места по сей день славятся своей прекрасной и неповторимой архитектурой, пропитанными восточными мотивами улицами, великолепными базарами. Все это составляет часть богатой узбекской культуры. А само культурное наследие представляет собой совокупность достижений человечества. Это та основа, на которой базируется любое государство.
Затрагивая тему истории, нельзя не упомянуть идею главы нашего государства о формировании в Узбекистане новой эпохи - Третьего Ренессанса. В ее основе коренное совершенствование сфер просвещения, воспитания и науки. Как отметил Президент в Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года: «Мы поставили перед собой великую цель - формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране, и с этой целью должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. Важнейшими факторами в этом историческом процессе, неотъемлемой частью нашей национальной идеи являются развитие образования и воспитания, науки и инноваций, утверждение здорового образа жизни». Это будет иметь большое значение для претворения в жизнь намеченных реформ в разных сферах.
В июле текущего года семь исторических памятников Бухары вошли в Список объектов культурного наследия исламского мира. Это стало важнейшим событием для нашей страны. Мавзолеи Исмаила Самани, Бахауддина Накшбанда, некрополь Чор-Бакр, древнее городище Пайкенд, комплекс Пои-Калян, мечеть Магоки-Аттари и медресе Тошсарай вошли в особый список. Это еще раз подтверждает успешность культурно-гуманитарного характера дипломатии Узбекистана и будет способствовать сохранению объектов культурного наследия, распространению информации об историческом потенциале нашей страны в мире, поднятию ее имиджа на международной арене. Популяризация древних памятников и мест поможет реализовать имеющийся туристический потенциал.
Необходимо отметить, что Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия» от 6 апреля 2021 года и постановление главы государства «О мерах по организации деятельности Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта Республики Узбекистан, а также инновационному развитию сферы» от 19 июня 2021-го направлены на поиск решений проблем отрасли и вывод ее развития на качественно новый уровень. Каждый пункт обоих документов, в частности Указа, заслуживает особого внимания.
У народа Узбекистана очень древняя и богатая история, вопрос популяризации которой за пределами страны входит в приоритеты государственной политики. Однако, несмотря на то что исторические объекты находятся под охраной государства, сохранность уникальных предметов материального и нематериального культурного наследия, дошедших до нас из тысячелетней истории, к нынешнему дню стало весьма большой проблемой.
К примеру, в некоторых регионах страны до сих пор не сформированы документы (паспорта) многих объектов культурного наследия и их исторические основы, и в результате заброшенности немалого количества памятников старины отдельные граждане проявляют к ним неуважение, порой и вандализм. Не исключены попытки определенных лиц умышленно вывезти объекты культурного наследия за пределы республики. К тому же многие исторические объекты еще не до конца изучены историками, археологами и другими специалистами, отсутствуют их топонимические названия. Актуальна нехватка специалистов и технических возможностей для сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Пункты соответствующего Указа направлены на решение этих задач, использование опыта зарубежных стран, цифровизацию отрасли, укрепление материально-технической базы на основе инновационных решений.
Глава нашего государства уделяет огромное внимание сфере охраны культурного наследия, его выявлению, регистрации, популяризации, ведению государственного реестра культурных объектов, электронного каталога, паспортов и государственного кадастра, созданию особо охраняемых природных территорий и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Важно отметить, что инициатива по созданию при Министерстве туризма и спорта Агентства культурного наследия выдвинута Президентом по причине того, что прежняя организация (Департамент культурного наследия при Министерстве культуры) функционировала не на достаточно высоком уровне, вследствие чего в сфере накопилось множество нерешенных вопросов.
Заслуживает внимания то, что в Указе нашла свое место новаторская деятельность, то есть рациональное использование материального культурного наследия, включая эффективное управление им на основе государственно-частного партнерства, оцифровку отрасли и внедрение современных информационных технологий.
Не осталась без внимания Президента и проблема музеев - сектора, который многие годы отставал в развитии. Нельзя забывать, что именно музеи - историческое достояние народа, фактор формирования и укрепления патриотических чувств в молодежи. История целого государства хранится в них, там есть экспонаты, рассказывающие об истории и образе жизни узбекского народа.
Мы хорошо понимаем, что будущее нашей страны, имидж которой сегодня растет в мире, безусловно, связано с исторической памятью. Приоритетными задачами были и остаются развитие международного сотрудничества, включение исторических объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в соответствии с требованиями Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, сотрудничество с ЮНЕСКО, Центром Всемирного наследия и другими.
Весь мир признает: инициативы и практическая деятельность Президента Шавката Мирзиёева по сотрудничеству с такими влиятельными международными организациями, реализация их рекомендаций по сохранению культурного наследия и передаче его будущим поколениям оказывают положительное влияние на имидж Узбекистана в мире. Как результат - усиливается приток инвестиций и туристов в нашу страну.
Еще одним стратегически важным аспектом вышеназванного Указа является то, что он поддерживает сферу археологии, которая в первую очередь служит поиску объектов культурного наследия, определению и формированию ее важности, топонимических аспектов. К сожалению, в течение многих лет появились недостатки и пробелы в поддержке археологических исследований, укреплении материально-технической базы, создании необходимых условий для археологов и специалистов. Однако следует отметить, что в связи с своевременным их пониманием в принятом документе нашли свое решение такие вопросы, как координация, контроль, лицензирование археологических исследований, экспертиза и хранение научных отчетов, ведение государственного каталога археологических объектов, организация их передачи, вопросы охраны памятников археологического наследия, обеспечение незамедлительного проведения исследований на месте разрушения, консервации, музеефикации и создания археологических парков.
Известно, что наша страна за всю историю пережила множество грабежей. Многовековые богатства народа вывозились за пределы республики. И сегодня внушительная часть материального и культурного наследия находится в музеях и галереях разных государств. По сей день предпринимаются попытки контрабанды культурных ценностей с территории нашей страны. Эти проблемы тоже не остались без внимания государства.
В Указе Президента четко отмечено, что основными задачами вновь созданного агентства являются охрана культурных ценностей, координация выдачи и продажи сертификатов на их вывоз и ввоз на территорию Узбекистана, художественная экспертиза культурных ценностей, их классификация, ведение государственного реестра. Государственный контроль в сфере также является одной из функций новой организации: определен в качестве одного из приоритетов, что является стратегическим шагом на пути к решению вопросов в сфере охраны культурного наследия.
В целом инициированные главой государства реформы включают задачи по сохранению культурного наследия нашего народа, передаче его будущим поколениям, демонстрации богатой и великой культуры другим народам и всему миру. Цель государственной политики Нового Узбекистана - показать славную историю страны, охватывающую тысячелетия, сохранить национальную гордость, воспитать патриотизм в нашей молодежи, которую теперь называют строителями Третьего Ренессанса.
Дурбек Сайфуллаев.
Директор Научно-исследовательского центра изучения восточной культуры и наследия
при Ташкентском государственном университете востоковедения, доктор исторических наук.