Впечатляющая динамика развития обувной промышленности

    Промышленность 13 апреля 2021 1005

    Кожевенно-обувная отрасль Узбекистана демонстрирует уверенные темпы роста. Вышедшее 8 февраля этого года постановление Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» придает дополнительный импульс развитию сферы.

    Траектория наращивания потенциала

    Кожевенно-обувная отрасль - одно из перспективных направлений экономики Узбекистана. В последние годы развитию этой отрасли уделяется серьезное внимание: производителям предоставлены налоговые льготы и преференции, создаются условия для формирования сырьевой базы, оказывается поддержка в ведении экспортной деятельности. В результате отрасль на протяжении 2017-2020 годов динамично развивается и даже в период пандемии не утратила приобретенных позиций, продолжая наращивать потенциал.

    По информации Ассоциации «Узчармсаноат», в которую входит большинство предприятий отрасли, включая наиболее крупные, производство в 2017-2020 годах в среднем ежегодно увеличивалось почти на 19 процентов. Производство обуви за четыре года увеличилось в 10,4 раза: с 10,2 млн пар в 2016-м до 105,8 млн пар в 2020-м. Также в прошлом году выпущено 1 460 млн кв. дм кожтоваров и кожгалантерейных товаров на 92,7 млрд сумов. Активно наращивается выпуск кожи второго и третьего переделов, тогда как выпуск кожи первого (в виде конечной продукции) после 2018 года сокращался. Таким образом отечественная кожевенная отрасль стремится к производству более сложной продукции. А это создает дополнительные возможности и для производителей готовых изделий из кожи.

    Кожевенно-обувная отрасль Узбекистана является привлекательной для бизнеса, о чем свидетельствуют увеличение количества предприятий и повышенный уровень инвестиционной активности в последние годы. Так, если в 2016 году количество предприятий в Ассоциации «Узчармсаноат» составляло 83, то по итогам 2020-го - уже более 560. Объем привлеченных инвестиций в отрасль за четыре года увеличился в 3,9 раза. В прошлом году, несмотря на трудности, вызванные пандемией, освоено около 190 млн долларов, в том числе привлечено прямых иностранных инвестиций более чем на 60 млн долларов, что в 30 раз больше, чем в 2016 году. Не менее значимым результатом бурного развития этой отрасли для отечественной экономики стало кратное увеличение занятых в отрасли в 5,4 раза: с 2,2 тысячи в 2016 году до 11,6 тысячи - в 2020-м.

    Как уже говорилось выше, кожевенно-­обувная отрасль - среди перспективных отраслей экономики Узбекистана с потенциалом поставок отечественной продукции в зарубежные страны.

    Особенно важное значение в текущей политике руководства страны придается увеличению экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Хотя экспорт кожи продолжает преобладать в общем объеме экспорта коже­венно-обувной продукции, в то же время кратно наращивается и экспорт готовых изделий, особенно обуви. По данным Госкомстата Республики Узбекистан, объем экспорта обувной продукции в 2017-2020 годах увеличился в три раза и достиг 37 млн долларов. За последний год - на 17,1 процента.

    Впечатляющая динамика роста экспорта обуви отмечается в сопредельные страны. К примеру, в Афганистан - в 4 раза, Таджикистан - в 3,4 раза, Казахстан - в 2,2 раза. Кроме того, удалось расширить и географию поставок до 14 стран, в том числе в США, Латвию, Молдову, ОАЭ, Кувейт, Сингапур.

    Таким образом, развитие кожевенно-­обувной отрасли за последние четыре года доказало наличие достаточно мощного потенциала развития ее производства и экспорта.

    В Послании Олий Мажлису Президент отметил, что кожевенно-­обувная отрасль, наряду с другими, имеет все условия, чтобы стать одним из драйверов национальной экономики.

    Дополнительные стимулы развития

    В условиях, когда отрасль успешно и динамично развивается, дополнительные меры государственной поддержки могут придать еще больший импульс развитию и наращиванию объемов производства, реализации продукции. Для поддержания темпов развития и содействия дальнейшему раскрытию потенциала отрасли в вышеупомянутом постановлении обозначены дополнительные льготы для производителей, а также меры, направленные на увеличение объемов реализации кожевенно-­обувной продукции на внутреннем и внешнем рынках и внедрение международных стандартов в производство кожевенно-обувной продукции.

    В частности, устанавливается нулевая ставка таможенных пошлин на импорт пушно-мехового сырья, материалов и фурнитуры для производства готовой кожевенной и пушно-меховой продукции. Нулевая ставка будет действовать до 1 января 2023 года. Кроме того, производителям предоставлена возможность получить льготные кредиты на закупку современного нового оборудования и технологий. Новые меры поддержки позволят отечественным производителям снизить издержки на производстве, что в свою очередь повысит конкурентоспособность их продукции на внутреннем и внешнем рынках.

    Один из основных аспектов принятого документа - формирование дополнительных возможностей для производителей по увеличению объемов продаж и повышению спроса на отечественные товары. Здесь уместно сказать, что, несмотря на впечатляющую динамику роста экспорта обуви в последние годы, главной проблемой остается слабый уровень маркетинга и неизвестность отечественных обувных брендов внутри страны и за рубежом. Встречаются случаи, когда отечественная обувь, не уступающая по качеству зарубежной, на внутреннем рынке продается как произведенная в Турции, Китае и других странах.

    Чтобы поддержать отечественные бренды и увеличить объемы экспорта, привлечь внимание к узбекской обуви как внутренних, так и внешних потребителей, во всех регионах республики, а также в зарубежных странах будут созданы специа­лизированные на торговле кожевенной продукцией отечественных производителей магазины Multibrand и их электронные торговые платформы. Точки продаж будут создаваться за счет Фонда поддержки и развития сферы кожевенно-обувной отрасли. Как ожидается, магазины будут способствовать популяризации отечест­венной обувной продукции. А их элект­ронные версии создадут дополнительный спрос: пандемия наглядно продемонстрировала сдвиг продаж одежды и обуви в пользу электронного формата.

    Кроме того, для содействия реализации отечественной готовой продукции (не только кожевенно-обувной, но и текстильной, электротехнической и другой) внешним потребителям на экспериментальной основе будут создаваться торговые точки реализации готовой продукции на отрезках от пограничных пунктов пропуска до границы с соседними государствами. Сегодня такие точки создаются в Ташкентской и Сурхандарьинской областях. Если подобная практика окажется успешной, то будет распространена и на другие приграничные пункты республики.

    Прогнозные ориентиры

    Сегодня кожевенно-обувная отрасль достаточно окрепла. Выпускаемая продукция стала относительно конкурентоспособной. Заложен необходимый базис для дальнейшего укрепления сравнительных преимуществ страны в области кожевенно-­обувного производства, его технологичес­кого совершенствования, освоения выпуска новых видов продукции.

    В перспективе, как ожидается, отрасль продолжит динамичное развитие. В частности, по информации Ассоциации «Узчармсаноат», в 2021 году планируется увеличить производство обуви до 115 млн пар, кожгалантереи - до 102 млрд сумов, кожтоваров - до 1,6 млрд кв. дм. В среднесрочный период в соответствии с утвержденными прогнозными показателями к 2025 году отрасль нарастит объемы производства до 2,3 млрд долларов и экспорта - до 1,5 млрд соответственно.

    Руслан Абатуров.
    Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ
    при Администрации Президента Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates