Что же даст Узбекистану членство в крупной международной экономической организации?
Первое - открытый путь к мировому рынку. По-английски - market access, то есть расширение рынка. Таким образом появится возможность установить активные торговые отношения со 166 государствами - членами Всемирной торговой организации.
Второе. Мы должны адаптировать национальное законодательство к международным стандартам, что подразумевается в вышеупомянутом указе. Это позволит привлечь большее число инвесторов и товаров в нашу страну. Рынки будут насыщаться, цены снижаться. Кроме того, с вступлением Узбекистана в международную организацию условия торговли улучшатся, увеличится объем грузопотоков, проходящих через республику, соответственно - и дополнительный платеж государству.
Узбекистан расположен в центре Евразийского региона и, соединяя Китай с одной стороны и Европу - с другой, служит важным транзитным пунктом.
Третье - правовые и институциональные изменения. Когда стандарты адаптируются к мировым и их невозможно изменить, доверие инвесторов к стране повышается. В международной организации есть свой суд для разрешения споров между странами. Например, если кто-либо из предпринимателей столкнется с несправедливостью в процессе ведения бизнеса с государством - членом ВТО, он может обратиться в суд ВТО по разрешению споров. Это открывает путь бизнес-субъектам и компаниям нашей страны свободно и легально работать в других государствах.
Четвертое - экономическая реформа, то есть прозрачность взаимодействия. Государства - члены международной организации могут ознакомиться с правилами через базу данных ВТО. Членство в организации ускоряет проведение реформ. Представьте разницу между экономическими реформами, которые проводились страной в одиночку, и теми, что реализуются с учетом опыта 166 стран.
Пятое - диверсификация. В Узбекистане инфраструктура адаптирована в основном к сельскому хозяйству. А как известно, диверсификация экспортной продукции играет огромную роль в развитии экономики страны. Это делим на диверсификацию продукции государств-экспортеров. Удобство первого направления в том, что снижение цены одного из экспортных товаров республики за счет увеличения видов продукции не оказывает влияния на экономику в целом. В плане экспорта выбор стран расширяется. Это экономически выгодно и повышает геополитическую стабильность, поскольку каждая отрасль развивается в соответствии со своими преимуществами.
Шестое - экономическое развитие страны и активная поддержка Всемирной торговой организации. Развитые страны оказывают техническую помощь Узбекистану, внося инвестиции. Такая помощь не оказывается государствам, не входящим в организацию. Сегодня из стран Центральной Азии только Туркменистан и Узбекистан не являются членами ВТО. Именно поэтому в последние годы продвижение к вступлению в организацию ускорилось.
Указ Президента Республики Узбекистан, упомянутый выше, свидетельствует о том, что действия, связанные с членством в ВТО, чрезвычайно серьезны. К тому же ряд исключительных полномочий и прав ряда монополистов будет постепенно отменен. Поскольку одно из главных требований членства в ВТО - создание равных условий для всех участников экономики.
Отдельные привилегии, предоставляемые монополистам, являются одной из проблем. Возьмем, к примеру, организацию по продаже интернета, которая до этого времени поставляла менее скоростной интернет провайдерам страны по относительно высокой цене. Согласно указу, с 1 января 2025 года интернет-провайдеры могут обходить эту организацию и покупать интернет напрямую у других, более мощных компаний мира по гораздо низкой стоимости. Это также приведет к значительным положительным изменениям в развитии индустрии информационных технологий. Ощутимый вклад в развитие промышленности вносит и цифровизация.
Кроме того, предусмотрены унификация тарифов, отказ от нетарифных ограничений и различных преференций. Определены серьезные шаги по созданию здоровой конкурентной среды в сфере государственных закупок. Если задачи, включенные в указ, будут реализованы в установленные сроки, усилия Узбекистана по вступлению во Всемирную торговую организацию перейдут от обозначенных целей к практической реальности.
Бытует мнение, что членство Узбекистана в ВТО нанесет ущерб некоторым секторам экономики. На самом деле, даже если убыток и будет, то небольшим по сравнению с валовой прибылью, размер которой его покрывает. К тому же то, что мы называем убытком, - это не потеря в прямом смысле, а лишь временное изменение, происходящее в результате повышения эффективности распределения ресурсов при переходе к реальной рыночной экономике. Общее правило здесь следующее: когда торговле предоставляется свобода, отрасли с низкой эффективностью исчезают и заменяются высокоэффективными. Поэтому такая отрасль, будь то крупный или малый бизнес, не может выдержать международной конкуренции. Высокая эффективность повышает качество и количество продукции, снижает ее цену. На экспортном рынке возрастет конкурентоспособность, а рост национальной экономики приведет к процветанию государства.
Итак, какая сфера наиболее эффективна в нашей стране? Частный бизнес. Государственные предприятия в большинстве случаев работают без особого эффекта. Вот ряд причин. Например, у частного предпринимателя есть экономический стимул начать свое дело, а у государства - политический. Бизнес развивается исходя из экономических стимулов, а не из политических соображений. Также, если частный предприниматель обанкротится, он сам погасит свои долги, а долги госпредприятия будут погашены за счет налогов народа. Поэтому желание выжить в деловом мире сильнее у частного предпринимателя.
* * *
Узбекистан надеется добиться членства во Всемирной торговой организации к 2026 году. Можем ли мы стать членом международной организации за два года? Теоретически да. Одним из примеров является Кыргызстан, ставший членом ВТО в течение двух лет. А для этого процесса важны заседания рабочей группы, где 166 членов международной организации задают вопросы представителям Узбекистана. Казахстан принят в члены ВТО после 20 переговорных встреч, Россия - после 30. У нас было всего восемь переговоров. Но учитывая, что конференция в Камеруне состоится в 2026-м, нам осталось ждать немного.
На сегодня Узбекистан заключил двусторонние соглашения с Доминиканской Республикой, Израилем, Японией и Уругваем, а также ведет активные переговоры с 33 другими государствами.
Валижон Туракулов.
Профессор Университета Центральной Азии.









