Всемирный банк: в 2024 году Узбекистан войдет в число наиболее быстрорастущих экономик региона Европы и Центральной Азии

    Финансы 15 апреля 2024 1276

    Всемирный банк опубликовал регулярный доклад «Обзор экономики Европы и Центральной Азии». В публикации оценивается экономическая ситуация в более чем 20 развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, Западных Балкан, Центральной Азии и Южного Кавказа, а также в Турции и России.

    В докладе отмечается, что экономика Узбекистана в 2023 г. выросла на 6%, а в 2024 г. прогнозируемый рост ВВП составит 5,3%. Ожидается, что в этом году страна войдет в пятерку самых быстрорастущих экономик в регионе Европы и Центральной Азии наряду с Таджикистаном (6,5%), Арменией (5,5%), Грузией (5,2%) и Кыргызстаном (4,5%).

    Последние изменения в экономике

    В 2023 г. реальный ВВП Узбекистана вырос на 6% благодаря инвестициям, частному потреблению и экспорту. Ускорение роста инвестиций было достигнуто за счет роста кредитования госпредприятий и предприятий частного сектора. Объемы реальных кредитов (займы для госпредприятий и частного сектора) выросли на 11,6% в 2022-2023 гг., увеличившись с 5,1% в 2021-2022 гг.

    Инфляция потребительских цен упала до самого низкого уровня за последние семь лет, снизившись до 8,8% в декабре 2023 г. по сравнению с 12,3% в 2022 г. Это объясняется жесткой денежно-кредитной политикой властей, снижением ставки налога на добавленную стоимость, а также снижением цен на продукты питания и энергоносители на международных рынках.

    В 2023 г. узбекский сум обесценился на 9% по отношению к доллару США. Частично это объясняется обесцениванием российского рубля (валюта ключевого внешнеторгового партнера страны) по отношению к доллару США.

    Дефицит текущего счета ухудшился, поскольку в 2023 г. рост импорта ускорился, а денежные переводы трудовых мигрантов снизились (последнее было связано с падением курса рубля).

    Экспорт газа из Узбекистана сократился вдвое на фоне роста внутреннего потребления. В 2023 г. страна впервые начала импортировать газ из России.

    Дефицит бюджета увеличился с 4,1% в 2022 г. до 5,8% ВВП в 2023 г. из-за чрезвычайных расходов на поддержание энергетической инфраструктуры и топливо в холодный зимний сезон, более высоких расходов на выплаты заработной платы и социальных пособий, энергетические субсидии и субсидируемое кредитование для госпредприятий, предоставляемого со стороны государственных банков.

    Золотовалютные резервы оставались на достаточном уровне. Их объемы составляли 34,6 млрд долл. США по состоянию на декабрь 2023 г. Этих ресурсов было бы достаточно для покрытия расходов на импорт на протяжении 8 месяцев.

    Устойчивый рост реальной заработной платы способствовал сокращению бедности - ее уровень снизился с 5,0% в 2022 г. до 4,5% в 2023 г. (оценивается с использованием международной черты бедности для стран с доходами ниже среднего на уровне 3,65 долл. США в день, по паритету покупательной способности в ценах 2017 г.).

    Уровень безработицы снизился до 8,1% в 2023 г. по сравнению с 8,9% в 2022 г.

    Средняя реальная заработная плата в 2023 г. выросла на 7,8% не только из-за растущего спроса, но и из-за нехватки квалифицированных работников на рынке труда. В результате рост заработной платы был выше среди более квалифицированных (и более обеспеченных) работников, чем среди бедных. Это приводит к более высокому неравенству в доходах населения.

    Перспективы экономического развития

    По оценкам Всемирного банка, рост ВВП Узбекистана в 2024 г. достигнет 5,3%, учитывая ожидаемые меры по консолидации бюджета и перспективы замедления роста экспорта в Россию и Китай - ключевые внешнеторговые партнеры страны. Рост экономики будет поддерживаться главным образом за счет дальнейшего осуществления структурных реформ. В частности, реструктуризации госпредприятий и приватизации государственных активов, а также крупных инвестиций в развитие энергетического сектора.

    В 2024 г. ожидается рост инфляции из-за относительно резкого увеличения внутренних цен на энергоносители, что связано с реформированием тарифов в энергетическом секторе (данный процесс сопровождается мерами социальной защиты уязвимых слоев населения). Данный тренд будет частично компенсирован жесткой денежно-кредитной политикой Центрального банка Узбекистана (ЦБУ), который завершает переход к полноценному инфляционному таргетированию. В среднесрочной перспективе ожидается замедление инфляции на уровне до 8%, что выше целевого показателя ЦБУ в 5%.

    Ожидается, что рост импорта будет умеренным в 2024 г. Однако его темпы останутся стабильными, учитывая, что импорт определенных товаров, используется для модернизации различных секторов экономики и удовлетворения растущего потребления со стороны населения.

    По прогнозам, денежные переводы в 2024 г. сократятся главным образом из-за ожидаемого снижения числа трудовых мигрантов в Россию. С уменьшением денежных переводов и роста импорта, дефицит текущего счета немного увеличится, но останется стабильным так как процесс трансформации экономики Узбекистана привлекает иностранное финансирование. Эти средства будут использованы для покрытия дефицита текущего баланса.

    Ожидается небольшое сокращение бедности до 4,3% в 2024 г. (оценивается с использованием международной черты бедности для стран с доходами ниже среднего на уровне 3,65 долл. США в день, по паритету покупательной способности в ценах 2017 г.).

    Ожидается, что в 2024 г. дефицит бюджета снизится до 4,2% ВВП, а к 2026 г. до 3%. Данные показатели планируется достичь за счет отмены крупных энергетических субсидий и неэффективных мер стимулирования госпредприятий, а также благодаря росту доходов бюджета за счет дальнейшей приватизация государственных активов.

    Ожидается, что правительство будет придерживаться собственных ограничений на внешние заимствования (согласно закону «О государственном долге», предельный размер государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту определен на уровне не более 60% от ВВП). При этом государственный долг увеличится до 36,5% ВВП в 2024 г. и постепенно снизится до 34,4% к 2026 г.

    Риски для данного прогноза в сторону его понижения, включают снижение экономического роста в России и Китае - основных внешнеторговых партнерах Узбекистана, а также более жесткие, чем ожидалось, условия на международных финансовых рынках.

    Внутренние риски могут быть связаны с ростом потенциальных финансовых обязательств со стороны государственных предприятий и банков, а также в рамках реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

    Потенциальные положительные тренды для страны включают более высокие мировые цены на золото и медь (Узбекистан является экспортером этих видов сырья), а также более быстрый рост производительности в секторах экономики из-за структурных реформ правительства.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates