В основе всех проводимых в стране реформ лежит принцип, определенный главой нашего государства, - «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Важное значение в обеспечении эффективности масштабных реформ имеет внедрение современных методов управления в государственных органах, дальнейшее совершенствование системы исполнения и контроля их деятельности. Прежде всего необходимо осознавать, что самоотверженное и ответственное служение своему отечеству и народу - это почетная обязанность каждого из нас, каждого сотрудника государственных органов.

В Указе Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» от 10 февраля 2021 года поставлены конкретные задачи по дальнейшему усилению исполнительской дисциплины в системе органов государственного управления.

В рамках исполнения данного Указа принимаются системные меры также и в Министерстве иностранных дел. В первую очередь суть и содержание Указа доведены до сотрудников всех звеньев в ведомстве. Приняты соответствующие приказы и инструкции, призванные обеспечить укрепление исполнительской дисциплины.

В структуре секретариата центрального аппарата министерства функционирует отдел по координации и контролю за исполнением действующего законодательства, что позволяет вести строгий контроль за своевременным и качественным выполнением поступивших поручений и задач. В рамках этого процесса налажено тесное сотрудничество с Министерством юстиции, Счетной палатой, другими организациями и ведомствами.

В рамках формирования новой системы в области внешней политики во исполнение Программы комплексных мер по коренному совершенствованию деятельности системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2018 года, разработан проект Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан в новой редакции.

В целях укрепления правовой базы международных отношений разработан и принят в установленном порядке целый ряд других документов, направленных на эффективную координацию деятельности соответствующих министерств и ведомств. В их числе - законы Республики Узбеки­стан «О международных договорах» (новая редакция) и «Об утверждении Консульского устава Республики Узбекистан», постановление Кабинета Министров «О мерах по кардинальному совершенствованию обслуживания дипломатических представительств, консульских учреждений зарубежных государств и приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан», инструкция Министерства иностранных дел «О дипломатической этике» и другие.

Договорно-правовым управлением МИД налажен системный контроль за выполнением условий, прав и обязательств, вытекающих из двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, подписанных нашей страной на международном уровне. В настоя­щее время договорно-правовая база Узбекистана насчитывает более чем 4 тысячи документов. Только за последние пять лет с зарубежными партнерами было подписано около тысячи новых международных документов.

Исходя из актуальных требований времени, с целью координации процесса исполнения особое внимание уделяется внедрению современных цифровых технологий в деятельность министерства, дипломатических и консульских учреждений нашей страны за рубежом.

В русле этой работы внедрена единая система управления документооборотом «Germes+», обес­печивающая возможность постоянного мониторинга исполнения документов. В текущем году документооборот в центральном аппарате мини­стерства превысил 150 тысяч единиц. Подразделениями ведомства подготавливается и регулярно представляется руководству министерства аналитическая информация о текущем состоянии исполнительской дисциплины. В непосредственном сотрудничестве с Программой развития ООН разработана усовершенствованная программа механизма элект­ронного контроля.

Прежде всего поставлены на строгий контроль обеспечение последовательного выполнения договоренностей, достигнутых в ходе визитов на высшем уровне, и исполнение «дорожных карт», принятых по их итогам. Соответствующие отчеты на регулярной основе вносятся в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров и Счетную палату.

В текущем году было обеспечено проведение на высоком организационном и содержательном уровне более 170 мероприятий высшего и высокого уровней, международных конференций и форумов. В их числе, в частности, международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», международный форум «Глобальное межпарламентское сотрудничество в достижении Целей устойчивого развития», 46-е ежегодное заседание Совета управляющих Исламского банка развития, 38-е заседание Постоянного совета министров культуры стран ТЮРКСОЙ.

Последовательно принимаются правовые и дипломатические меры для вступления Узбеки­стана во Всемирную торговую организацию, осуществления деятельности в качестве государства-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Получение Узбекистаном в апреле текущего года статуса бенефициара системы «GSP+» Европейского союза стало важным событием в нашей экономической дипломатии.

В целях последовательного обеспечения выполнения широкомасштабных задач, поставленных перед Министерством иностранных дел, в частности поручений в торгово-экономической области, сотрудники министерства и дипломатических представительств нашей страны за рубежом прикреплены к районам и городам в разрезе всех областей республики.

Деятельность по привлечению в республику качественных инвестиций, грантов в социальную сферу, а также по продвижению национального экспорта строится совместно с министерствами, отраслевыми ведомствами и хокимиятами на основе принципов работы «лойихабай», «туманбай» и «махаллабай». В разрезе прикрепленных регионов разрабатываются и осуществляются «дорожные карты».

В текущем году при поддержке наших посольств было проведено в различных регионах республики более 50 акций, передано на безвозмездной основе нуждающимся гражданам свыше 150 компьютеров и ноутбуков, 100 швейных машин, более 70 инвалидных колясок, современное учебное оборудование.

За последние два месяца для школ системы Агентства Президентских образовательных учреждений переданы 65 компьютеров, 5 принтеров и различная литература. Посольства последовательно продолжают работу в данном направлении.

В качестве практического воплощения идеи «Новый Узбекистан начинается с порога школы» регулярная шефская помощь оказывается прикрепленным к министерству школам №№ 123, 129, 197 и 203 в Учтепинском районе города Ташкента.

В системе министерства внедрен порядок конт­роля за обеспечением рассмотрения обращений физических и юридических лиц строго на основе требований Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» и других соответствующих законодательных актов.

В текущем году в Министерство иностранных дел поступили и рассмотрены в установленном порядке свыше 4000 обращений физических и юридических лиц, оказано необходимое практическое содействие гражданам. Более 100 гражданам Узбекистана, ставшим жертвами торговли людьми, оказана необходимая консульско-­правовая и практическая помощь в возвращении на Родину.

Дипломатическими представительствами нашей страны обеспечена разработка программы по выдаче сертификатов ключей электронной цифровой подписи гражданам Узбекистана, а также иностранным физическим и юридическим лицам.

В результате в 2021 году нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, и иностранцам было оказано более 200 тысяч консульских и юридических услуг.

Внедрение информационной системы «Интер­активные консульские услуги» в посольствах и консульствах нашей страны обес­печило дополнительные удобства при предоставлении юридических консультаций и других видов услуг соотечественникам, проживающим за рубежом. С учетом современных требований модернизирована автоматизированная информационная система E-VISA, предназначенная для выдачи электронных виз иностранным гражданам.

Основной целью реализации мер по активной цифровизации является обеспечение оперативного и эффективного выполнения задач, поставленных перед Министерством иностранных дел.

Особое внимание уделяется мерам содействия деятельности Общественного фонда «Ватандошлар», образованного по инициативе главы нашего государства. На сегодня фондом налажен активный диалог с более чем 100 диаспоральными организациями в зарубежных странах.

В центре внимания постоянно находятся вопросы информирования мирового сообщества об осуществляемых под руководством Президента нашей страны широкомасштабных реформах, процессах развития и приоритетных направлениях внешней политики нашего государства. В 2021 году в таких ведущих зарубежных изданиях, как «The New York Times», «The Wall Street Journal», «Forbes», «Financial Times», «El Mundo», «Le Figaro», «Euronews», «Corriere della Sera», «Жэньминь Жибао», «Deutsche Presse-Agentur», и других СМИ опубликованы более 2200 статей, посвященных Узбекистану.

Оперативность и качество - главный критерий, которому уделяется особое внимание в рамках межведомственной координации при выполнении поставленных задач. В частности, с этой целью в рамках реализации экономической дипломатии на базе Министерства иностранных дел и Министерства инвестиций и внешней торговли создана Координационная группа.

В составе группы представлены ответственные министерства, ведомства, хокимияты и посольства. Основная задача - оперативно и качественно решать все насущные вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Исходя из этой задачи работа ведется в формате «Посольства - Министерство иностранных дел - Министерство инвестиций и внешней торговли - хокимияты - отрасли».

Продолжается работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику нашей страны, выполнению годовых показателей по обеспечению национального экспорта, устранению различных ограничений на представление продукции Узбекистана на рынках зарубежных стран, ликвидации просроченной дебиторской задолженности в рамках контрактных обязательств между предприятиями республики и их зарубежными партнерами.

Повышение ответственности руководителей среднего звена и непосредственных исполнителей - актуальная задача в процессе усиления контроля и укрепления исполнительской дисциплины в системе министерства. Новым и эффективным инструментом, широко практикуемым в данном направлении, является современная система KPI (Key Performance Indicators). Посредством данной системы, основанной на регулярном мониторинге важных показателей эффективности работы, обес­печивается возможность объективной оценки деятельности не только руководителей, но и каждого сотрудника министерства и дипломатических представительств за рубежом.

Объектом особого внимания является вопрос пополнения кадрового резерва министерства перс­пективной молодежью.

В текущем году на работу в министерство было принято 15 молодых сотрудников, более 100 студентов профильных вузов прошли учебную практику на базе ведомства.

Организуемые в последние годы обучающие курсы, направленные на повышение профессио­нальной компетентности и личной ответственности, «просветительские часы» и применение механизмов поощрения активных сотрудников, положительно проявивших себя в профессиональном качестве, также демонстрируют свою эффективность на практике. В частности, одним из испытанных позитивных методов формирования культуры исполнительской дисциплины, навыков командной работы и личной ответственности у молодых специалистов является использование традиций «наставник-ученик» («устоз-шогирд»), поддерживаемых с привлечением опытных сотрудников.

Подытоживая сказанное, хотел бы подчерк­нуть: сформировать здесь и сейчас эффективную практику исполнения законов и правовых актов, принимаемых в нашей стране, обеспечить результативность реформ и всестороннее развитие государства и общества - общая задача и наивысший долг каждого из нас.