Когда малый или средний предприниматель начинает дело в традиционной и хорошо предсказуемой отрасли, он может взять в банке заем - при условии, что предоставит понятный бизнес-план и залог. Венчурные деньги, которые приходят в команду технических специалистов, - совсем иное. По-английски venture - предприятие. Такое финансирование - это средства, которые инвестор выделяет на приобретение высокорисковых активов - долей в таких предприятиях, про которые неизвестно: взлетят ли они, принеся прибыль, на порядок превосходящую вложения, или окажутся к этому неспособными.

В определенные периоды истории технологий такие взлеты бывают настолько масштабны, что создают своего рода прецеденты. Например, чтобы запустить популярнейший всемирный интернет-аукцион eBay (первоначально он предназначался для коллекционеров), позволяющий кому угодно найти и купить что угодно, а после и куда угодно доставить, надо было всего лишь придумать и написать для него программную оболочку. Однако инвестиционной компании, профинансировавшей это, он принес тысячекратную прибыль: такими оказались его востребованность и потенциал к росту.

Яркие коммерческие успехи не просто редки. Интригу  создает прежде всего то, что их очень трудно предсказать.  Прогнозировать наверняка поведение отрасли, которой еще нет, практически невозможно.

С другой стороны, очевидно, что карта рынка перекраивается не случайным образом, и взлеты стартапов подготовлены целым рядом экономических, технологических и человеческих обстоятельств: накоплена большая статистика как успехов, так и неудач, и экономические специалисты стремятся систематизировать факторы успеха, чтобы дать какие-то ориентиры инвесторам (на кого ставить) и командам собственно стартапов (какими быть, чтобы на тебя поставили).

Для Узбекистана, вступающего в этот процесс, правила, по которым технический специалист начинает работать на себя и конвертирует свой ум и способности в личную прибыль, - область исторически достаточно новая.  Президент Узбекистана подписал 28 апреля 2020 года постановление «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства».

Что это значит для стартапов?  В первую очередь в вузах начнется развитие соответствующей экосистемы посредством открытия инновационных центров, которые будут оснащены современной техникой и инвентарем. Там будут реализовываться программы инку­бации и акселерации для студентов, а также осуществляться поддержка разных проектов.

Кроме того, стартапы станут тесно взаимодействовать с министерствами и ведомствами в рамках программы развития межведомственных и ведомственных информационных систем, программных продуктов и перспективных инициатив для развития ИКТ в сфере цифровой экономики.

Так, будут сформированы проблемные области по деятельности министерств и ведомств в сфере цифровой экономики, а значит, организованы конкурсы и хакатоны для выявления перспективных идей и направлений и сформирован перечень перспективных стартап-проектов.

Теперь можно будет взаимодействовать с министерствами строительства, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, народного образования, государственными комитетами геологии и минеральных ресурсов и по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Центральным банком.

Постановление позволит получить и использовать ресурсы,  предложенные государством, и выйти стартап-экосистеме в республике на новый уровень развития.

К тому же венчурная индустрия возникает там, где возможны мультипликаторы больше десяти, то есть где на вложенный сум потенциально можно получить существенную отдачу. Норма прибыли, превышающая вложения в десятки, а то и в сотни раз, бывает только в высокорисковых отраслях.  В обычном бизнесе (в розничной торговле или производстве) в мире она редко превышает пять-десять процентов.

Инвестиции без финансовых гарантий крайне рискованны. Если же есть шанс при благоприятном стечении обстоятельств получить, к примеру, за пять миллионов пятьсот, то при определенных условиях инвесторы начинают рисковать.

Хотелось бы отметить и следующее: многие соотечественники в последнее время почему-то считают, что прибыльность возможна только в сфере сетевых и компьютерных технологий. Не обязательно. Первый венчурный фонд появился в 1911 году, когда никакой IT-индустрии еще не было. Исторически первой венчурной отраслью была фармацевтика. Там необходимо очень долго вкладываться в лабораторные исследования в надежде на эффективное лекарство, которое можно будет продавать за большие деньги.

Фармацевтика по-прежнему достаточно привлекательна для венчурного капитала, как и генные технологии, биотехнологии, квантовый компьютинг и все прорывные индустрии. Ведущая отрасль, куда сегодня направлен венчурный инвестор, конечно, информационные технологии.

Главное в этом деле - возможность взрывного роста, точнее, сочетание ряда обстоятельств, которые делают его возможным: требует минимального производства, лучше всего виртуального, для которого не нужны производственные площади.

Возникает вопрос: на что ориентироваться инвестору, если нет залога, гарантии? Ведь все может пойти не так. Исполнитель не создаст продукта или создаст, но не тот или не в срок. Когда продукт уже есть и на него существует какой-то спрос, тогда предсказывается его успешность.  А вот прогнозировать лучшую перспективу для Google или Instagram в свое время практически было нельзя.

Идеи возникают постоянно. Большинство из них не стоит ничего еще и потому, что они не базируются ни на предыдущем опыте разработчика, ни на реальных потребностях пользователя. Выжить могут только проекты, основанные на глубоком профессиональном понимании, которое в свою очередь зиждется на глубоком осознании той или иной человеческой проблематики.

Марк Цукерберг сам жил в общежитии и, будучи студентом, имел соответствующие потребности. Он, хорошо понимая задачу, а также ограничения реального мира,  препятствующие ее решению,  придумал публиковать «статусы» на «стене». В результате на какое-то время Facebook стал кардинально отличаться от десятков других социальных сетей, которые были всем хороши, но не позволяли пользователям искать себе компанию по этим важнейшим в ситуации признакам.

Невозможно сесть и просто так, из головы, что-то придумать. Надо долго, годами, наблюдать за людьми. Желательно быть внутри наблюдаемой ситуации, сознавать, что в этом не очень хорошо и что можно улучшить. Не может быть стартапа, который не улучшает каких-то реальных обстоятельств жизни общества.

Есть несколько факторов, которые важны для успешного начинания. Хорошая идея, бизнес-модель, команда, способная воплотить идею; адекватная модель продвижения и структура финансирования; понимание, откуда возьмется пользователь нового продукта. Это только навскидку, на самом деле список можно продолжать. Слишком велика в мире конкуренция. Если ключевых факторов семь, а на высоте только шесть, продукт не станет успешным.

Еще пример. Прекрасный проект с недостаточно обширной целевой аудиторией: продукт интересен, скажем, только левшам, а их недостаточно для взрывного роста спроса. Это не значит, что такой проект  нежизнеспособен. Просто он не привлечет нужного объема инвестиций.

Со многим в нашей стране помогает IT-Park, ведущий деятельность в соответствии с двумя постановлениями Кабинета Министров -  «О мерах по созданию Технологического парка программных продуктов и информационных технологий» от  10 января 2019-го и «О мерах по организации деятельности Технологического парка программных продуктов и информационных технологий» от 15 июля того же года.

IT-Park создает современную рабочую среду мирового класса для развития инноваций и конкурентоспособных продуктов, а также услуг в области ИТ, их продвижения как на внутреннем, так и на мировом рынках. Обеспечивает инновационную культуру и предпринимательскую атмо­сферу для молодежи в Узбекистане.

Замысел его - в обеспечении благоприятной среды с необходимой поддержкой и средствами для обучения стартап-проектам, их продвижения и развития в сфере ИКТ - от будирования идеи до приобретения статуса успешного предпринимателя. Это позволит усовершенствовать экосистему для развития и поддержки инноваций с помощью IT-предпринимательства по всему Узбекистану, что благодаря успешным проектам приводит к созданию рабочих мест и повышению благосостояния всей республики.

В становлении продвинутого делового человека помогут программы инкубации и акселерации, государственные и частные венчурные фонды, IT-Академия международного стандарта, а также юридическая, бухгалтерская и маркетинговая поддержка.

В нынешних условиях ставится задача думать, творить, создавать. А с оформлением идеи, ее претворением в жизнь всегда помогут, что особенно ценно.

Султан Махмудов.
Кандидат экономических наук, предприниматель, ментор IT-Park.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №107 от 22.05.20.