Взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: вызовы и перспективы реализации стратегического видения

    Мнение 13 июля 2021 1128

    Выдвинутая Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в 2020 году инициатива активизации сотрудничества со странами Южной Азии и проведения в Ташкенте Международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» привлекла внимание и поддержку в регионе и международных кругах.

    Прежде всего этот интерес отражает растущее значение Цент­ральной Азии в контексте происходящих глобальных трансформаций, смещения центра мировой экономики в Азию.

    В данных условиях, по признанию международных экспертов, инициированный лидером Узбекистана процесс внутренних реформ, открытая и динамичная региональная политика способствовали кардинальному улучшению политического климата, формированию механизмов регио­нального сотрудничества, усилению привлекательности Цент­ральной Азии.

    Видимые сдвиги произошли в отношении Афганистана, который все более рассматривается как неотъемлемая часть Центральной Азии. В итоговых документах Ташкентской международной конференции высокого уровня по Афганистану в 2018 году и второй Консультативной встречи глав государств ЦА, состоявшейся в 2019-м в столице Узбекистана, закреплен региональный консенсус по вопросам поддержки мирного процесса, вовлечения Афганистана в региональные связи и инфраструктурные проекты.

    Активизировалось торгово-­экономическое сотрудничество стран региона с ИРА. Их доля во внешней торговле Афганистана составила 22 процента, в его импорте - почти 25. Возобновилась разработка трансафганских энергетических и транспортных коридоров в Южную Азию, таких как газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), ЛЭП CASA-1000 (из Центральной в страны Южной Азии), и других. Расширилось взаимодействие с США, ЕС, РФ, КНР и ключевыми государствами Южной Азии по сотрудничеству с ИРА.

    В январе 2019 года в Самарканде был запущен министерский диалог «Индия - Центральная Азия» с участием Афганистана. В феврале 2021-го Узбекистан, Афганистан и Пакистан приняли совместный План действий («дорожную карту») по строительству железной дороги Мазари-­Шариф - Кабул - Пешавар.

    Эта динамика отражает заинтересованность Узбекистана и стран региона в установлении мира и стабильности в Афганистане, восстановлении его исторической роли соединяющего моста между Цент­ральной и Южной Азией.

    Центральная Азия остается сегодня наименее взаимосвязанным регионом мира. Доступ ЦА к глобальной экономике, по оценке Всемирного банка, менее 60 процентов, что существенно снижает конкурентоспособность экспорта и возможности развития. Так, отправка контейнера из стран ЦА в Шанхай в пять раз дороже, чем из Польши или Турции.

    Южная Азия с ее высокой динамикой экономического роста, громадным рыночным потенциалом и населением почти два миллиарда человек быстро трансформируется в один из центров глобальной экономики. Более того, транзит через Афганистан к портам в Индийском океане обес­печит странам Центральной Азии кратчайший доступ к морям, улучшив в разы транспортную коннективность региона.

    В связи с этим развитие всесторонней взаимосвязанности с Южной Азией становится для центральноазиатских государств стратегической задачей, позволяющей обеспечить расширение экспортных рынков, увеличить темпы роста экономик и их индустриализации, кардинально улучшить транспортно-логистическое положение региона и в целом экономическую и инвестиционную привлекательность Центральной Азии.

    В свою очередь в Южной Азии усиливается внимание к нашему региону, его экономическому, энергетическому и транзитному потенциалу. Пакистан, вступив в программу Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) в 2010 году, активизирует сегодня взаимодействие со странами ЦА в сферах торговли, транспорта и энергетики. Индия в соответствии с принятым в 2012-м курсом «Соединение с Центральной Азией» наращивает многоплановое сотрудничество с государствами региона.

    Таким образом, очевидна высокая обоюдная заинтересованность двух регионов Азии в восстановлении многовековой взаимосвязанности, активизации кооперации в сферах торговли, инвестиций, энергетики, транспорта и логистики, а также широкого культурно-гуманитарного обмена.

    Реализация этих планов требует долговременных совместных усилий стран регионов, значительных финансово-инвестиционных и технологических ресурсов, расширения коммерческих связей, развития физической, институциональной и нормативной инфраструктуры.

    В связи с этим, во-первых, первоочередной задачей становится формирование межрегионального консенсуса по ключевым вопросам укрепления взаимосвязанности, созданию политических, правовых и институциональных условий для развития сотрудничества. Прежде всего необходимо продолжение настойчивых усилий по улучшению ситуации в сфере безопасности. Особенно актуально сегодня усиление содействия национальному примирению и стабильности в Афганистане, его мирной реконструкции и вовлечению в межрегиональные связи. Как в Центральной, так и Южной Азии, очевидно, также целесообразны дальнейшие усилия по урегулированию споров, укреплению политического доверия, снятию препятствий для развития регионального и межрегионального сотрудничества.

    Решению вопросов институционального и правового обеспечения взаимодействия может способствовать активизация межрегиональных официальных контактов. В этих целях могут быть использованы существующие региональные механизмы, такие как программа ЦАРЭС, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Шанхайская организация сотрудничества и Организация экономического сотрудничества.

    Во-вторых, необходимо создание благоприятных условий для развития торговли и инвестиций, прямых коммерческих связей. Странам региона следует усилить работу по заключению с государствами Южной Азии торговых и инвестиционных соглашений, расширению банковско-финансовых связей, принятию согласованных мер по содействию торговле.

    Узбекская сторона уже ведет проработку соглашений о преференциальной торговле и взаимной защите и поощрении инвестиций с Индией и о преференциальной и транзитной торговле - с Пакистаном. Казахстан успешно развивает сотрудничество с банками Индии и Пакистана.

    В феврале 2020 года создан Деловой совет «Индия - Центральная Азия», призванный содействовать увеличению взаимной торговли и инвестиций в энергетике, фармацевтике, автомобилестроении, сельском хозяйстве, транспорте, информационных технологиях и туризме. Развиваются контакты с организациями деловых кругов других стран Южной Азии. Целесообразным видится также усиление взаимодействия региональных структур бизнес-кругов в ЦА.

    В-третьих, следует активизировать многосторонние усилия по развитию многовариантной межрегиональной транспортной инфраструктуры, сокращающей время и затраты грузоперевозок как между Центральной и Южной Азией, так и с другими частями Евразии.

    По оценкам экспертов, строительство железной дороги Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар с выходом на пакистанские порты в Индийском океане позволит сократить доставку грузов в торговле Узбекистана и Пакистана с 30 до пяти дней, а транспортные расходы между странами Цент­ральной Азии и Пакистаном - на 35 процентов. Почти в два раза может быть снижена стоимость грузоперевозок и увеличится товарный транзит между Юго-Восточной Азией и Восточной Европой по железным дорогам Узбекистана, Казахстана и России.

    Развитию региональной транспортной взаи­мосвязанности может также способствовать развитие автомобильных перевозок по коридору Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман, транспортно-логистическое взаимодействие Узбеки­стана, Ирана и Индии, а также расширение сотрудничества в гражданской авиации. Формирование системы транспортных коммуникаций между двумя регионами обеспечит рост континентальных грузоперевозок в Евразии и укрепление транзитного потенциала Центральной Азии на перекрестке транспортных коридоров с Востока на Запад и с Севера на Юг.

    В-четвертых, решение столь масштабных задач требует активной поддержки международного сообщества. Уже сейчас заметно существенное расширение стейкхолдеров, заинтересованных в реализации колоссального потенциала развития двух регионов. Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР и другие международные финансовые институты уже высказались в поддержку строительства железной дороги до Пешавара. К разработке этого проекта подключилось ОАО «Российские железные дороги». Китайские банки и компании участвуют в создании Экономического коридора Китай - Пакистан, включая модернизацию железных дорог и портов ИРП в Индийском океане. Укрепление взаимосвязанности двух регионов поддерживает Корпорация финансирования международного развития США. Значимую роль могут сыграть арабские страны Персидского залива и Япония.

    В целом восстановление и укрепление межрегиональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии призвано существенно улучшить условия развития государств двух регионов. А международная конференция, которая состоится на днях в Ташкенте, предоставит официальным лицам, представителям международных банков и институтов развития, деловых и экспертных кругов заинтересованных стран площадку для плодотворного обмена по вопросам реализации этих долгосрочных системных проектов и углубления дальнейшего регионального сотрудничества.

    Дониёр Курбанов.
    И.о. директора Информационно-аналитического
    центра международных отношений.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates