Взгляд из России: «Число стран, заинтересованных в сотрудничестве с ШОС, будет расширяться»

    Мнение 11 апреля 2022 487

    Приоритеты председательства Узбекистана в ШОС находятся в фокусе внимания международных экспертов, в особенности из стран-членов организации. Заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат политических наук Елена Кузьмина поделилась своими оценками перспектив развития ШОС и ожиданиями от предстоящего саммита глав государств и расширение членства организации:

    - Узбекистан осенью прошлого года принял председательство в ШОС и представил развернутую программу того, что предполагается сделать. Я бы выделила три направления, причём все они абсолютно взаимосвязаны.

    Первое - это экономическая часть. Здесь затронуты достаточно актуальные вопросы. В ШОС имеется два новых члена - Индия и Пакистан, а также Иран, который подал заявку на вступление, и страны-основательницы - это государства Центральной Азии, Китай и Россия. Если отметить те программы и направления продвижения сотрудничества, о которых говорил Узбекистан при переходе председательства, это, прежде всего, вопросы улучшения торговли и производства. Касательно торговли многие вопросы уже решены. На сегодняшний день функционирует Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят два государства и Россия, а также наблюдатель Белоруссия; подписано соглашение между ЕАЭС и КНР о преференциальной торговле; функционирует зона свободной торговли в рамках СНГ, по которой работают страны-участницы ШОС, не входящие в ЕАЭС, - это Узбекистан, Таджикистан, а также ряд других, например, наблюдатель Азербайджан. Развивать торговлю нужно и можно не только снимая какие-то ограничения. Необходимо расширение таких возможностей и на других членов Евразийского союза в плане улучшения условий торговли. Условия улучшаются в том случае, если увеличивается производство.

    Здесь важен вопрос, который также поставил Узбекистан - это промышленная кооперация. В этом заинтересованы не только развивающиеся страны и страны, которые модернизируют промышленный потенциал, но и ряд других государств, такие как Китай и Индия, у которых этот потенциал достаточно высок.

    Одним из важных аспектов являются транспортные коммуникации. Товары нужно возить. Сегодня это наиактуальнейший вопрос. Это не только морские, но и наземные перевозки. Для Евразийского континента это очень важный аспект, и Узбекистан давно работает над тем, чтобы открылись новые транспортные пути в Южную Азию и в сторону Индии. В этом заинтересованы и Пакистан, и Индия, и Китай, у которого имеется такое важнейшее направление внешней политики, как проект «Один пояс, один путь», а также Россия. Допустим, некоторые товары дешевле возить сухопутными путями, нежели морскими. Узбекистан в данном случае постулировал не только свои интересы, но и интересы практические всех стран ШОС.

    Второе направление - медицинская безопасность. Это связано с пандемией, которая, как оказалось, пока еще не закончена. Мы сотрудничаем в рамках СНГ не только по вопросам вакцинации и новых болезней, но и по вопросам сердечных заболеваний и различных классических инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и ряд других. Эти же проблемы стоят перед всеми странами и новыми членами ШОС.

    Еще одно направление - это евразийская система безопасности. Сейчас, конечно, наибольший акцент делается на Афганистан, который считается сопредельной страной для всех членов ШОС. Причем, даже если нет общей границы, то это государство все равно получается сопредельное и для России, и для Индии, не говоря о государствах Центральной Азии и Пакистане. Не зря Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что одним из основных направлений является взаимодействие с Афганистаном. Именно взаимодействие, потому что необходимо создать реальную систему безопасности. Расширение транспортных коммуникаций в сторону Южной Азии невозможно без Афганистана, а создать эту систему в Афганистане невозможно без экономической стабильности страны. Я думаю, что на встрече глав государств обязательно будут какие-то документы, которые будут связаны и с вопросами экономического взаимодействия с Афганистаном.

    Еще один важный вопрос, связанный с экономикой и транспортом, - это продовольственная безопасность. Мы вполне можем себе обеспечить продовольственную безопасность, но необходимо учитывать сегодняшнюю ситуацию на мировых рынках некоторых видов продуктов питания и на рынках электроэнергетики, которые тоже влияют на сельское хозяйство. Мы можем быть в определенном выигрыше, особенно на сегодняшний день. Все страны ШОС вполне могут по определенным пунктам добавить свои возможности. Сейчас внимательно изучается Агроэкспресс, который появился между Узбекистаном и Россией. Обсуждается его расширение на большее количество стран, которые входят в ШОС. Этот опыт оказался очень эффективным и вполне возможно, что он будет тоже использован в ближайшей перспективе.

    ШОС, с одной стороны, очень простая организация. В основном, она отличается направленностью на вопросы экономики, культурного и цивилизационного взаимодействия и только определенные вопросы безопасности. Абсолютно понятно, что это не военный блок и даже не блок безопасности. Только конкретные вопросы, которые актуальны для всех стран-участниц.

    При этом ШОС достаточно сложная структура - на территории стран ШОС проживает больше половины населения земного шара. Здесь есть крупнейшие и крупные ядерные страны, быстро развивающиеся регионы и отнюдь не самые крупные государства. И самое главное, организация начала развиваться в направлении, которое очень долго не развивалась - это экономика. Все это привлекает страны на сегодняшний день. Например, Иран подал заявку на постоянное членство в ШОС, и предполагается, что на следующем саммите Иран станет членом этой организации. Участие в ШОС открывает достаточно большое количество новых возможностей сотрудничества, первую очередь в экономике. Это будет влиять на всю систему евразийской безопасности. Вхождение в ШОС Ирана и для этой страны, и для государств, уже работающих в рамках ШОС, очень важное решение.

    Ряд других арабских стран и азиатских стран думают над тем, чтобы получить, тот или иной статус в рамках ШОС. Статусов несколько: помимо членов и наблюдателей, есть еще партнеры по диалогу. Партнер по диалогу - это экономическое сотрудничество в первую очередь, которое заинтересует страны в членстве в ШОС как эффективно действующей организации. Надеемся, что намеченные планы Узбекистана на время своего председательства в организации будут реализованы. На мой взгляд, среди них нет ни одной темы, которая была бы эфемерной, связанной с какими-то нереальными вопросами или противоречиями.

    Программа председательства очень большая. Она практическая и постоянная. А работа уже идет - начат процесс согласования документов. Было заявлено, что 35 соглашений должны быть подписаны в рамках предстоящего саммита. Если это действительно будет работать, я предполагаю, что ШОС сможет несколько расшириться. Но однозначно, что число стран, заинтересованных в сотрудничестве с ШОС, будет расширяться.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates