В целях создания необходимых условий для повышения качества оказания населению хирургической помощи, широкого внедрения малоинвазивных и высокотехнологичных хирургических операций в регионах, повышения потенциала медицинских работников в направлении хирургии, развития науки в сфере:
1. Определить основными направлениями трансформации хирургической службы:
обеспечение взаимодействия между Республиканским специализированным научно-практическим медицинским центром хирургии имени академика В. Вахидова (далее – Центр хирургии)
и медицинскими учреждениями областей, районов (городов);
широкое внедрение малоинвазивных и высокотехнологичных хирургических операций на уровне регионов и районов (городов);
широкое внедрение в Центре хирургии практик трансплантации в сотрудничестве с зарубежными специалистами;
повышение потенциала хирургов, анестезиологов, реаниматологов, нефрологов и других специалистов, организацию повышения ими квалификации и прохождения стажировки в престижных зарубежных медицинских учреждениях и центрах, налаживание подготовки специалистов в современном симуляционном центре;
развитие научно-исследовательской деятельности в направлении хирургии, повышение научного потенциала работников;
укрепление материально-технической базы Центра хирургии, его филиалов, отделений хирургии, анестезиологии-реанимации районных (городских) медицинских объединений в целях оказания населению квалифицированных медицинских услуг.
2. Согласиться с предложениями Министерства здравоохранения и Министерства финансов, предусматривающими:
а) в целях широкого внедрения эндоваскулярного лечения врожденных пороков сердца у детей, их полного оздоровления в короткие сроки, выведения из инвалидности:
выделение Министерству здравоохранения в 2021 году 10 миллиардов сумов на закупку 500 единиц медицинских изделий (окклюдеров), предназначенных для лечения пороков сердца, в рамках средств, выделенных министерству для программ развития;
предусмотрение начиная с 2022 года исходя из потребностей в параметрах Государственного бюджета необходимых средств для ежегодной закупки в среднем 2 500 окклюдеров;
б) из республиканского бюджета Республики Узбекистан, а также дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в равных долях:
выделение 42,5 миллиарда сумов для оснащения современным оборудованием филиалов Центра хирургии в 2021 году согласно приложению № 1;
направление 71,4 миллиарда сумов для оснащения современным оборудованием отделений хирургии, анестезиологии-реанимации 26 районных (городских) медицинских объединений, не закрепленных за межрайонными центрами сочетанных травм и острых сосудистых заболеваний, в 2022–2023 годах согласно приложению № 2.
Установить, что:
средства на данные мероприятия выделяются из республиканского бюджета Республики Узбекистан, а также за счет средств, сэкономленных в результате внедрения малоинвазивных и высокотехнологичных хирургических операций на местах, льготных кредитов и грантовых средств международных финансовых институтов;
по обоснованным расчетам Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента из республиканского бюджета Республики Узбекистан соответствующим местным бюджетам выделяется с условием возврата бюджетная ссуда на оснащение оборудованием отделений хирургии, анестезиологии-реанимации районных (городских) медицинских объединений.
3. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.):
совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента обеспечить
в течение 2022–2023 годов повышение масштаба малоинвазивных и высокотехнологичных операций, в том числе увеличение видов операций, проводимых в районах (городах), с 60 до 79, в регионах – со 130 до 168, а также внедрение в Центре хирургии проведения трансплантации сердца и легких;
обеспечить до конца 2022 года налаживание Центром хирургии (Исмаилов С.), Республиканским научным центром экстренной медицинской помощи (Туляганов Д.) и Республиканским специализированным научно-практическим медицинским центром нефрологии и трансплантации почек (Даминов Б.) практики трансплантации почки во всех регионах;
принять меры по направлению в 2021–2022 годах работников Центра хирургии и региональных государственных медицинских учреждений, хорошо владеющих иностранными языками, в престижные зарубежные медицинские учреждения и центры для повышения квалификации и прохождения стажировки по актуальным направлениям области хирургии за счет средств Фонда поддержки и привлечения в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов Министерства здравоохранения, местного бюджета, а также привлечению ведущих зарубежных специалистов к деятельности Центра хирургии.
Определить, что:
рабочая группа по поддержке и привлечению в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов (Мусаев Б.) обеспечивает прозрачный отбор на конкурсной основе работников, направляемых на повышение квалификации и прохождение стажировки в соответствии с настоящим пунктом;
на работников, направляемых на повышение квалификации и прохождение стажировки, в соответствии с условиями договора, заключаемого с Центром хирургии, возлагается обязательство отработки в Центре хирургии и региональных государственных медицинских учреждениях.
4. Установить порядок, в соответствии с которым при привлечении зарубежных специалистов в государственные медицинские учреждения:
оплата труда зарубежных специалистов производится в соответствии с условиями, оговоренными в договоре;
расходы по приобретению для них авиабилетов в оба конца (не более двух раз в год при долгосрочных трудовых договорах) и расходы по проживанию в гостиницах республики выплачиваются соответствующим государственным медицинским учреждением в национальной валюте;
источником финансирования расходов по их привлечению и материальному обеспечению являются средства Фонда поддержки и привлечения в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов Министерства здравоохранения, внебюджетные средства соответствующих государственных медицинских учреждений, гранты международных финансовых и других организаций, зарубежных правительственных организаций, а также иные источники, не запрещенные актами законодательства.
5. Определить дополнительными задачами Центра хирургии в области трансплантации органов и тканей человека:
осуществление фундаментальных и практических исследований и разработку инновационных проектов в области трансплантологии;
изучение и внедрение методов осуществления высокотехнологичных операций по трансплантации;
установление сотрудничества и организацию совместных исследований с профильными научными организациями, центрами
и экспертами зарубежных государств;
оказание содействия в подготовке квалифицированных научных кадров в направлении трансплантологии.
Создать в Центре хирургии:
научную лабораторию по трансплантации органов и тканей человека, осуществляющую деятельность на основе системы базового финансирования;
с 2021/2022 учебного года кафедру хирургии и трансплантологии Ташкентской медицинской академии.
Определить, что Центр хирургии является основной клинической базой для бакалавров, клинических ординаторов и магистров, обучающихся на данной кафедре.
6. Министерству инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.) совместно с Министерством здравоохранения в недельный срок принять меры по привлечению средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций в размере 11 миллионов долларов США для модернизации Центра хирургии.
7. Утвердить Программу мер по трансформации хирургической службы в 2021–2023 годах согласно приложению № 3.
Министерству здравоохранения обеспечить своевременное и качественное исполнение мер, определенных в Программе, а также ежеквартально вносить в Кабинет Министров информацию о проделанной работе.
8. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей в недельный срок в соответствии с требованиями настоящего постановления разработать Программу мер по развитию хирургической помощи в Республике Каракалпакстан и областях в 2022–2023 годах, обеспечить ее рассмотрение и утверждение в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов областей, а также представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
9. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.) совместно
с Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложение по внедрению системы дифференцированной оплаты труда медицинским работникам исходя из уровня сложности хирургических операций и показателей эффективности.
10. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.) начиная с 1 ноября 2021 года с учетом передового зарубежного опыта наладить в Центре развития профессиональной квалификации медицинских работников переподготовку и повышение квалификации руководителей республиканских специализированных научно-практических медицинских центров и других государственных медицинских учреждений на краткосрочных учебных курсах по администрированию в сфере здравоохранения (Healthcare Administration) и утвердить план-график их обучения на данных курсах.
11. Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) принять меры по покрытию расходов, связанных с подготовкой в 2022/2023 учебном году в Международном Вестминстерском университете в городе Ташкенте и других высших образовательных организациях 50 менеджеров-специалистов для сферы здравоохранения по направлению магистратуры (Master of Healthcare Administration) на основе государственного гранта.
12. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
13. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
14. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., его заместителей Иноятова А.Ш. и Собирова У.Ю., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление контроля за своевременным и результативным исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 января 2022 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
4 октября 2021 года