Спортивный век короток. Длится в среднем около 15 лет. Хотя бывают исключения. Из их числа Сабиржан Рузиев. Рапиру зачехлил, когда ему исполнилось почти сорок. Если считать, что первый громкий успех у него был в 1972 году, когда в Мадриде (Испания) завоевал звание победителя на юношеском первенстве мира, то фехтовальную дорожку не покидал почти четверть века.

Досье «ПВ». Сабиржан Рузиев - трехкратный чемпион мира (1974, 1979, 1981). Столько же раз поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета на европейских чемпионатах во Франции. Трехкратный обладатель Кубка мира, который по традиции проводится в Германии. Оригинальную манеру фехтования ташкентского левши высоко оценили итальянские тиффози, которые готовы были на руках носить нашего земляка. Он дважды становился обладателем Кубка Джавонини. Этот международный турнир считается неофициальным мундиалем, так как к почетному трофею прикладывались большой бриллиант в искусной оправе и именные часы кумира Италии. Будучи студентом Узбекского государственного института физической культуры и спорта (ныне - университет), а затем Ташкентского государственного юридического университета, неоднократно побеждал на Всемирных универсиадах. В домашней коллекции заслуженного мастера спорта множество медалей с чемпионатов страны, международных турниров, в том числе такого, как Киевская рапира.

- Одна из самых дорогих наград - «серебро» Олимпиады-1980 в Москве, - признался 70-летний Сабиржан Сабитович. - Почему? Завоевана в драматичной командной борьбе. В ходе финального противостояния с французами наш товарищ по сборной Владимир Лапицкий получил серьезную травму: один из уколов рапирой попал в незащищенную часть амуниции. Случился шок, когда до нашей победы оставалось выиграть лишь одно очко. Увы, запасной рапирист не смог выполнить задачу…

Почему-то запоминаются неудачи. Видимо потому, что промахи приносят больше переживаний. На первых соревнованиях тринадцатилетний подросток, уже познавший вкус побед в футболе и настольном теннисе, которыми увлекался до выхода на фехтовальную дорожку, занял только шестое место. Конечно, хотел уйти из фехтования и пойти по проторенному пути туда, где все сразу получается. Настояла остаться в фехтовании физрук школы и первый тренер Ксения Аркадьевна Таджиева: увидела в долговязом и немного нескладном мальчишке задатки восходящей звезды. Она неустанно повторяла постулат: «Поражения работают на наше будущее и приближают к победам».

Болезненно воспринял то, что наставница переехала в другой город. Однако всегда помнил ее заповеди и понял: на острие клинка его судьба. Крепко увлекся аристократическим видом спорта.

Успехи пришли вместе с заслуженным тренером Иосифом Миркиным, уже воспитавшим немало чемпионов и призеров. После сенсации на юношеском мундиале в Испании 19-летнего ташкентца пригласили в сборную. Он был самым молодым учеником прославленного тренера Марка Мидлера, который становился неоднократным чемпионом мира и умел не только поведать о нюансах искусства фехтования на экзерсисах (уроках), но и показать свои коронные приемы, выпады и контратаки. Щедро делился секретами мастерства на непрерывных учебно-тренировочных сборах, турнирах разного ранга.

Как вспоминает Сабиржан Сабитович, в Ташкенте тогда он бывал лишь наездами. «Если за год видел родителей и близких один месяц, то это уже предел мечтаний. Отцом для меня стал Марк Петрович. Для него важны были не только спортивные результаты. Заставлял учиться, даже если это сказывалось на качестве тренировок. «Думай о будущем», - повторял он. Благодаря ему получил два диплома о высшем образовании, говорю на официальном языке фехтования - французском, а еще и на английском, могу поддержать беседу с итальянцами и испанцами».

Кстати, С. Рузиев учителю подарил те самые драгоценные именные часы после розыгрыша Кубка Джавонини. «Да и у меня есть такая награда. Получил ее ровно десять лет назад, будучи действующим рапиристом. Ты сам для меня подарок». И вернул ему знаковый циферблат для избранных.

Заметим, что почетный итальянский трофей в 80-е годы прошлого века завоевали лишь четыре фехтовальщика. Наш соотечественник в плеяде сильнейших стал пятым. А ведь тогда награды из поколения нашего героя оспаривали такие легенды фехтования, как Александр Романьков и Владимир Смирнов, неоднократно становившиеся чемпионами мира и Олимпийских игр. Можно сказать, конкуренция была запредельная.

Удалась карьера и на тренерском поприще. Работал в родном армейском клубе МХСК. Возглавлял команду… регбистов «Звезда», которая в чемпионате страны становилась призером и слыла грозой авторитетов. С. Рузиев знал изнутри, как достигаются победы.

Будучи председателем Государственного комитета РУз по физической культуре и спорту, был главой спортивной делегации Узбекистана, дебютировавшей на зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия) и Азиатских играх в Хиросиме (Япония). В летописи одних из самых престижных комплексных состязаний планеты Лина Черязова, занявшая первое место в программе по фристайлу, и имена 40 атлетов, ставших победителями и призерами на Асиаде-1994 (10 золотых, 11 серебряных и 19 бронзовых медалей). До сих пор болельщики вспоминают о чемпионстве сборной по футболу. В общекомандном зачете делегация республики заняла пятое место среди представителей 42 государств континента. Одна из крупнейших в мире государственная японская телекомпания NHK представила документальный фильм о спортсменах независимого Узбекистана, преподнесших сенсацию в азиатском большом спорте.

В нашем Музее Олимпийской славы среди многочисленных экспонатов хранятся также еще и такие редкие награды С. Рузиева, как серебряный орден Международного олимпийского комитета (1998) и высшие знаки спортивной почести Ассоциации национальных олимпийских комитетов (ANOC, 2002) и Олимпийского совета Азии (ОСА, 2008).

Сабиржан Сабитович не считает себя пенсионером и ветераном спорта. Продолжает активно работать. Читает лекции студентам Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. Передает богатый опыт новому поколению. Подготовил необходимую документацию, чтобы открыть свою школу фехтования. Намерен продолжить славные традиции узбекистанских рапиристов.

Когда статья уже была подготовлена в печать, пришло сообщение из Венеции (Италия). Там состоялась ассамблея Международной федерации спортивного кино и телевидения. Наш известный земляк вновь избран заместителем председателя этой зарубежной общественной организации, которая объединяет сценаристов, операторов и других деятелей кино и телевидения из более чем 60 стран, в том числе из Узбекистана. Региональная федерация спортивного кино и телевидения в Ташкенте, созданная по инициативе С. Рузиева еще в начале нулевых, организовала 17 фестивалей, на которых были представлены киноленты не только отечественных творческих коллективов, но и соседних государств Центральной Азии. Членом жюри финального конкурса документальных фильмов (по традиции проводится в Милане) вот уже четверть века является Сабиржан Сабитович.

 Тимур Низаев.

«Правда Востока».

Фото Рашида Галиева.