Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции на проведенном в нашей стране 30 апреля 2023 года референдуме 90,21 процента голосов участвовавших граждан свидетельствует об отражении в ней надежд и устремлений нашего народа на пути построения Нового Узбекистана.
Конституция в новой редакции создала политико-правовые основы реализации Стратегии Нового Узбекистана, определила приоритетные направления дальнейшего развития государства и общества на исторически важном этапе совершенствования национальной государственности.
Референдум стал убедительным проявлением единства и сплоченности нашего многонационального великого народа, его твердого решения построить суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство.
В частности, в Конституции определено, что новой стратегической целью государственного строительства является построение социального государства, внедрены принципы социальной справедливости и единства, закреплены конституционные основы, предусматривающие абсолютно новые механизмы защиты прав и свобод человека.
С учетом современной концепции принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов перераспределены полномочия между Олий Мажлисом, Президентом Республики Узбекистан и Правительством. Предусмотрена новая модель организации государственной власти, основанной на распределении полномочий хокимов и Кенгашей народных депутатов на местах.
В целях неукоснительной и полной реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, претворения в жизнь закрепленных в ней приоритетных принципов в созвучии с идеей Нового Узбекистана, налаживания деятельности государственных органов в новых конституционно-правовых условиях, а также обеспечения реального восприятия нашими гражданами в своей жизни духа подлинно народной Конституции:
1. Определить первоочередной приоритетной задачей государственных органов и организаций всех уровней неукоснительную и полную реализацию Конституции в новой редакции.
2. Установить, что:
руководители государственных органов и организаций несут персональную ответственность за своевременное обеспечение исполнения мер по реализации Конституции в новой редакции;
исходя из того, что Конституция в новой редакции имеет высшую юридическую силу, она применяется напрямую и неукоснительно в деятельности государственных органов и организаций, в том числе судебных и правоохранительных органов;
отказ в применении норм Конституции в новой редакции под предлогом отсутствия иных актов законодательства для их реализации или невнесения изменений и дополнений в законодательство в соответствии с Конституцией категорически запрещается.
3. Утвердить Программу мер по реализации задач, вытекающих из Конституции Республики Узбекистан в новой редакции (далее – программа), согласно приложению № 1.
4. Создать:
Государственную комиссию по реализации приоритетных идей и претворению в жизнь норм Конституции Республики Узбекистан в новой редакции (далее – Государственная комиссия) согласно приложению № 2;
Экспертные советы по последовательной реализации принципов суверенного, демократического, правового, социального и светского государства, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан в новой редакции (далее – экспертные советы), согласно приложениям №№ 3–7.
5. Определить, что Государственная комиссия:
обеспечивает своевременное и качественное проведение мер, направленных на реализацию Конституции в новой редакции и программы;
координирует деятельность государственных органов и организаций, экспертных советов по реализации Конституции в новой редакции и программы;
создает условия для участия широкой общественности, институтов гражданского общества, научных кругов и зарубежных экспертов в реализации Конституции в новой редакции и программы;
не реже двух раз в год критически и в расширенном составе обсуждает работу, проведенную в рамках реализации Конституции в новой редакции, а также заслушивает отчеты руководителей государственных органов и организаций, экспертных советов.
6. Экспертным советам (Нарбаева Т., Исмоилов Н., Йулдошев Н., Кучкаров Д., Ташкулов А.):
в срок до 1 января 2024 года обеспечить разработку и внесение в Государственную комиссию среднесрочных и долгосрочных концепций развития суверенного, демократического, правового, социального и светского государства;
проводить мониторинг за отражением в разрабатываемых проектах нормативно-правовых актов приоритетных принципов суверенного, демократического, правового, социального и светского государства, закрепленных в Конституции в новой редакции;
ежеквартально вносить в Государственную комиссию отчет о реализации Конституции в новой редакции и программы.
7. Определить Институт законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан ответственным за информационно-аналитическое, научное и экспертное обеспечение процесса реализации Конституции в новой редакции и возложить на него следующие дополнительные задачи:
проведение научной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, разработанных в соответствии с Конституцией в новой редакции;
осуществление мониторинга состояния прямого применения норм Конституции в новой редакции в деятельности государственных, особенно судебных и правоохранительных органов;
координацию научно-методических мер по подготовке новых учебных программ, учебников и других пособий на основе Конституции в новой редакции.
8. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса и политических партий о введении избирательной системы формирования депутатского корпуса Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей на мажоритарно-пропорциональной основе.
Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса в месячный срок разработать проект закона, предусматривающий переход на избирательную систему на мажоритарно-пропорциональной основе.
9. В целях обеспечения полной реализации права на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания и жительства, определенного в статье 32 Конституции в новой редакции:
Кабинету Министров (Арипов А.) в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона о признании утратившим силу Закона Республики Узбекистан «О Перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области»;
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) в месячный срок представить проект Указа Президента Республики Узбекистан, предусматривающий новые механизмы, направленные на внедрение уведомительного порядка при регистрации граждан по месту проживания.
10. В целях реализации определенных в статье 78 Конституции в новой редакции норм о формировании у детей и молодежи приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, гордости за страну и богатое культурное наследие народа, чувства патриотизма и любви к Родине, начиная с 1 сентября 2023 года ввести порядок бесплатного посещения детьми в возрасте до 18 лет, являющимися гражданами республики, объектов культурного наследия, в том числе выставок, исторических памятников и мест поклонения, а также государственных музеев.
Рекомендовать палатам Олий Мажлиса принятие в короткие сроки проекта закона «Об уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)» в целях обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, создания достойных условий для полноценного физического, умственного и культурного развития ребенка.
11. В целях дальнейшего усиления гарантий прав граждан на получение образования, определенных в статье 50 Конституции в новой редакции, начиная с 1 августа 2023 года отнести платежи, направляемые налогоплательщиками на получение образования детей, независимо от их возраста, в образовательных организациях Республики Узбекистан, к категории доходов, не облагаемых налогом.
12. Исходя из требований статей 41, 65–67 Конституции в новой редакции, а также в целях обеспечения надежной защиты имущественных прав, предотвращения факторов, ограничивающих эти права, недопущения необоснованного вмешательства в имущественные отношения с 1 июня 2023 года отменить:
порядок оформления и представления электронных счетов-фактур организациями, оказывающими платежные услуги, за оказанные ими услуги при осуществлении денежных переводов между физическими лицами;
ограничения относительно времени осуществления деятельности для объектов розничной торговли и оказания услуг.
13. Министерству экономики и финансов (Кудбиев Ш.) совместно с Центральным банком (Нурмуратов М.), Министерством инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов Л.), Министерством природных ресурсов (Абдухакимов А.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления по внедрению механизмов «зеленого финансирования», в том числе «зеленого сертификата», «зеленых кредитов» и иных широко используемых в международной практике институтов.
14. В целях дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав и свобод каждым лицом, определенных в статье 55 Конституции в новой редакции, начиная с 1 января 2024 года ввести порядок, согласно которому с граждан и субъектов предпринимательства не взимается государственная пошлина при обжаловании в административные суды, с взысканием государственной пошлины с виновной стороны по результатам рассмотрения дела.
Верховному суду (Исламов Б.) совместно с Министерством юстиции (Ташкулов А.), Министерством экономики и финансов (Кудбиев Ш.) в срок до 1 октября 2023 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона по вопросу, предусмотренному в настоящем пункте.
15. В целях внедрения в жизнь принципа соразмерности при применении мер правового воздействия, определенного в статье 21 Конституции в новой редакции, Министерству юстиции (Ташкулов А.) совместно с Верховным судом (Исламов Б.), Генеральной прокуратурой (Йулдошев Н.), Министерством внутренних дел (Бобожонов П.) и Министерством экономики и финансов (Кудбиев Ш.) внести предложения:
в двухмесячный срок – по исключению из законодательства об административной ответственности мер ответственности, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений;
в срок до 1 января 2024 года – по проведению полной инвентаризации законодательной базы и приведению определенных в ней мер правового воздействия в соответствие с принципом соразмерности.
16. Министерству юстиции (Ташкулов А.) совместно с Министерством экономики и финансов (Кудбиев Ш.), Верховным судом (Исламов Б.) и Генеральной прокуратурой (Йулдошев Н.) в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий механизмы обеспечения полной реализации определенного в статье 29 Конституции в новой редакции обязательства государства по созданию условий для возмещения ущерба, причиненного потерпевшим от правонарушений.
17. В целях дальнейшего укрепления гарантий неприкосновенности чести и достоинства человека, определенных в статье 26 Конституции в новой редакции, Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.) совместно с Министерством внутренних дел (Бобожонов П.), Верховным судом (Исламов Б.) и Службой государственной безопасности (Азизов А.) в срок до 1 августа 2023 года внести обоснованные предложения по внедрению при применении меры пресечения в виде заключения под стражу порядка обязательного медицинского освидетельствования лица до его помещения в изолятор.
18. Исходя из требований статьи 142 Конституции в новой редакции:
а) в целях усиления статуса защитника в уголовном процессе предоставить ему следующие дополнительные права и полномочия:
снятие защитником в любое время копии решений о возбуждении и прекращении уголовного дела в процессе дознания и предварительного следствия;
внесение непосредственно в суд ходатайства о предварительном закреплении показаний (депонирование);
участие в статусе защитника в процессе доследственной проверки в целях гарантирования права пользования квалифицированной юридической помощью лицам, в отношении которых ведется доследственная проверка;
организация проведения судебных экспертиз по делу и привлечения специалистов, обладающих необходимыми знаниями, на договорной основе;
использование специальных технических средств при проведении опроса лиц, обладающих сведениями об уголовном деле, с их согласия;
б) в целях активного привлечения молодых кадров в сферу адвокатуры разрешить с 1 сентября 2023 года студентам выпускного курса, обучающимся по направлению образования «юриспруденция» высших образовательных организаций, осуществлять деятельность в адвокатских формированиях в качестве помощника адвоката в свободное от учебы время в соответствии с трудовым законодательством.
Министерству юстиции (Ташкулов А.) совместно с Верховным судом (Исламов Б.), Генеральной прокуратурой (Йулдошев Н.), Службой государственной безопасности (Азизов А.) и Министерством внутренних дел (Бобожонов П.) в двухмесячный срок внести в установленном порядке проект закона, предусматривающий расширение прав и полномочий защитника, а также совершенствование порядка осуществления деятельности в качестве помощника адвоката.
19. Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.) совместно с Министерством внутренних дел (Бобожонов П.), Национальной гвардией (Джураев Р.) и Службой государственной безопасности (Азизов А.) в месячный срок обеспечить размещение в общедоступных местах зданий правоохранительных, в том числе следственных органов наглядных материалов, подробно информирующих о конституционных процессуальных правах задержанных и находящихся под следствием лиц.
20. Республиканскому научно-методическому центру развития образования совместно с Министерством дошкольного и школьного образования (Умарова Х.), Министерством высшего образования, науки и инноваций (Абдурахманов И.), Министерством юстиции (Ташкулов А.) и другими заинтересованными ведомствами до начала 2023/2024 учебного года принять меры по:
пересмотру и приведению в соответствие с нормами и положениями Конституции в новой редакции учебных планов и программ по изучению Конституции всех видов и этапов образования;
созданию учебников, учебных пособий и специальной литературы по изучению Конституции в новой редакции на основе современных методик для учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Расходы, связанные с осуществлением мер, указанных в настоящем пункте, покрывать за счет средств Государственного бюджета.
21. Агентству развития государственной службы (Мирзаев Г.) совместно с Министерством юстиции (Ташкулов А.), Высшим судейским советом (Ёдгоров Х.) и правоохранительными органами в месячный срок утвердить План обучения по Конституции в новой редакции государственных гражданских служащих и работников судебно-правовой системы в 2023–2024 годах, предусматривающий:
организацию обучения сути и содержанию Конституции в новой редакции государственных гражданских служащих и работников судебно-правовой системы всех звеньев на основе отдельного графика;
пересмотр системы повышения и оценки конституционной культуры и правовой грамотности государственных гражданских служащих и работников судебно-правовой системы с точки зрения приведения их в соответствие с Конституцией в новой редакции.
22. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса, Конституционного суда, Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, а также Национального центра по правам человека о подготовке постатейного научно-практического комментария Конституции в новой редакции.
Сформировать Редакционный совет по подготовке постатейного научно-практического комментария Конституции в новой редакции в составе согласно приложению № 8 и определить его рабочим органом Институт законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.
Редакционному совету (Рахманкулов М.):
при подготовке комментария уделять внимание раскрытию потенциала Конституции в новой редакции в объединении нашего многонационального народа, отображенных в ней принципов суверенного, демократического, правового, социального и светского государства, новых механизмов защиты прав и свобод человека, а также составлению текста комментария на понятном и доступном для широких слоев населения, особенно молодежи, языке;
в срок до 1 декабря 2023 года принять меры по обеспечению подготовки текста комментария и его изданию на узбекском и иностранных языках с привлечением ведущих национальных и зарубежных экспертов, правоведов и государственных деятелей.
23. Министерству цифровых технологий (Шерматов Ш.) совместно с Институтом законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан (Рахманкулов М.) и Министерством юстиции (Ташкулов А.) в срок до 1 июня 2023 года обеспечить запуск Единого национального портала «Конституция Нового Узбекистана» (далее – портал) и его мобильного приложения на узбекском и иностранных языках.
При этом предусмотреть на портале и его мобильном приложении возможность направления гражданами и предпринимателями предложений по решению проблем, возникающих при приведении законодательства в соответствие с Конституцией в новой редакции, а также ее реализации.
24. Министерству юстиции (Ташкулов А.) совместно с Институтом законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан (Рахманкулов М.) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре норм, подлежащих приведению в соответствие с Конституцией в новой редакции, по итогам инвентаризации подзаконных актов и обобщения предложений, поступивших на портал.
25. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать в средствах массовой информации претворение в жизнь Конституции в новой редакции, в том числе положительные изменения, происходящие в жизни людей.
26. Возложить на руководителей министерств и ведомств, предусмотренных программой в качестве исполнителей, экспертных советов, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
8 мая 2023 года.