В этот знаменательный день наряду с Президентом и представителями парламента, государственной власти, общественности и ветеранами посчастливилось стать первым пассажиром новых направлений Ташкентского метрополитена.
Своеобразная экскурсия стартовала с Юнусабадской линии. В отделке новых станций «Юнусобод» и «Туркистон» использовались современные строительные материалы, произведенные в Узбекистане, имеется туннельная часть, установлены IT-турникеты и энергосберегающее освещение. Так же удобно и безопасно на платформах: уложена специальная рельефная плитка для слабовидящих и других пассажиров с ограниченными возможностями, что обеспечивает дополнительную безопасность при посадке.
Остановки ежедневно обслуживают 7,5 тысячи пассажиров. Количество автобусов в округе сократится со 129 до 77 тысяч, дистанция в сутки - с 30 834 до 17 739 километров, экономия топлива составляет 5,5 тонны в сутки. Прибытие пассажиров в пункты назначения ускоряется до 20 минут.
Следующий пункт назначения - первый сданный в эксплуатацию участок строительства Ташкентской кольцевой линии метро - «Дустлик-2» - «Куйлик». Протяженность нового маршрута с семью станциями - 11,5 километра. В строительстве объекта задействованы более 3500 рабочих и специалистов, а также 150 единиц техники. Станции, оснащенные современными технологиями, в том числе турникетами, создают удобство для пассажиров, позволяя осуществлять оплату проезда путем электронной системы. Почти каждая платформа - с эскалатором, построена уникальным образом в национальном архитектурном стиле и не повторяется по отделке.
Например, третья станция, что на перекрестке близ Тузеля, расположена в наиболее людном месте. Соответственно и приток пассажиров здесь будет относительно больше. Благоустроена прилегающая к станции территория: установлены современные светильники, тротуар уложен из долгосрочной декоративной брусчатки, высажены елки, приспособленные к климату Ташкента, есть и автостоянка.
Четвертая станция - в зоне улицы Илтифот, пятая - близ озера Рохат. При въезде в восточные ворота столицы жители и гости города теперь имеют возможность безопасно и быстро добираться до центральных и отдаленных районов Ташкента.
Шестая остановка в районе Янгиабада была вынуждена приземлиться: здесь, где протекает река Чирчик, построен железнодорожный мост между Литейно-механическим заводом и Яшнабадским районом города. И если ехать от Рохата в сторону Куйлюка, то можно увидеть, как эстакада плавно перетекает вниз.
Следует отметить, что строительство кольцевой линии метро в виде эстакады было нелегким, особенно на территории Янгиабада и Куйлюка. Множество автомобильных дорог, пробки на территории Куйлюкского рынка, многолюдность вызывали определенные трудности у работников отрасли. Однако строители мужественно все преодолевали, строго придерживаясь техники безопасности, охраны труда и карантинных требований.
Президент страны отметил, что количество транспортных потоков в столице растет день за днем, увеличиваются пробки, и это вызывает загрязнение атмосферного воздуха. А подземное метро - дешевый, удобный и наиболее безопасный вид общественного транспорта. При этом, принимая на себя основную нагрузку, сократит движение пассажиропотока в центре города.
Реализуемый проект наземной кольцевой линии метро (общая протяженность 54,8 км), которая сегодня является единственной в Центральной Азии, осуществляется в пять этапов. Согласно плану будет построено 35 станций, два депо и один пункт технического осмотра.
После того как проект будет полностью введен в эксплуатацию, планируется перевозить 46 тысяч пассажиров в сутки.
Экскурсия завершилась. И здесь очень кстати слова Президента. Глава государства сказал, что новые подземные и наземные линии метро, великолепные комплексы, современные здания и сооружения, которые строятся во всех регионах, - это яркое воплощение созидательного потенциала народа.
Бахтияр Хамидов.
Генеральный директор Ассоциации банков Узбекистана.