- За последние пять лет этот вопрос не обсуждался и не анализировался серьезно ни одним руководителем или организацией. Законы и работа в этой сфере абсолютно неудовлетворительны. Вопрос безопасности дорожного движения вышел из-под контроля. Это вызывает нарекания людей, - сказал глава государства.
В 2021 году в нашей стране произошло более 10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали более 9 тысяч человек. Погибло около 2,5 тысячи человек.
Согласно анализу, 25 процентов ДТП вызваны плохим состоянием дорог и неорганизованностью инфраструктуры. Например, на дорогах между Попом и Туракурганом, Джаркурганом и Денау, Самаркандом и Гузаром, на участке дороги А-373, проходящем через Язъяванский район, ежегодно гибнут десятки людей. К сожалению, такие опасные места есть в каждой области, каждом районе и городе.
На совещании перечислены регионы, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия, определены дисциплинарные меры в отношении должностных лиц. Начальник управления внутренних дел Наманганской области, начальники Андижанского и Самаркандского областных управлений безопасности дорожного движения освобождены от занимаемых должностей.
Подчеркнуто, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является умышленное игнорирование правил водителями и их неопытность, а также несоблюдение правил пешеходами. В связи с этим в этом году во всех регионах будет реализована национальная программа «Безопасные дороги и безопасность пешехода».
Законодательной палате и компетентным ведомствам указано на необходимость пересмотра и коренного совершенствования норм законодательства в области дорожного движения с учетом участившихся случаев грубого и повторного нарушения правил.
В целях обеспечения неотвратимости наказания планируется ввести систему штрафных баллов за каждое правонарушение. Например, если водитель превысит скорость, он получит 1 балл, а если проедет на красный свет - 3 балла. Если сумма нарушений за год превысит 12 баллов, водитель будет лишен права управления автомобилем и направлен на повторное прохождение экзамена.
Кроме того, будет введен порядок определения страховой премии по обязательному страхованию ответственности водителей на основании штрафных баллов.
Будет введен новый вид ответственности - дорожное хулиганство - за безответственное вождение автомобиля и создание препятствий другим участникам движения.
Отметив, что действующие Правила дорожного движения устарели, глава государства поручил обновить их в соответствии с международными стандартами, с учетом мнений специалистов и водителей.
На совещании рассмотрены и вопросы подготовки и экзаменации водителей.
Количество транспортных средств в нашей стране с каждым годом растет, а культура взаимоуважения и квалификация водителей, наоборот, снижается. Так, 75 процентов дорожно-транспортных происшествий были совершены водителями моложе 35 лет. Учебные программы и учебники, по которым преподают в автошколах, не соответствуют современным требованиям.
В связи с этим на Министерство внутренних дел возложена задача контроля за качеством образования в автошколах. Поручено пересмотреть требования к таким школам и экзаменационным центрам, повысить эффективность обучения вождению и квалификацию преподавателей.
Самый эффективный способ управления транспортными потоками – цифровизация. Но работа в этом направлении продвигается медленно.
В частности, цифровое управление охватывает лишь 111 из 602 перекрестков Ташкента. В других городах такой системы нет вообще.
Перед хокимиятом города Ташкента поставлена задача цифровизировать управление дорожным движением на столичных дорогах, охватив в течение ближайших двух лет все перекрестки. Внедрение такой системы в регионах возложено на хокимов областей.
Подчеркнута необходимость разработки новых концепций организации дорожного движения и обеспечения безопасности в городе Нукусе и областных центрах.
На совещании также проанализированы состояние дорог и проблемы с инфраструктурой.
В прошлом году от населения поступило более 10 тысяч обращений по вопросам дорожного движения. В частности, более 2 тысяч перекрестков с активным движением и около 10 тысяч пешеходных переходов не оборудованы светофорами и другими средствами. В населенных пунктах не хватает около 15 тысяч километров пешеходных и велосипедных дорожек.
Кроме того, половина дорожных знаков и указателей не соответствует требованиям. Большинство предприятий при областных хокимиятах, ответственных за установку дорожных знаков и светофоров, пользуются старой техникой. Определено, что указанные предприятия будут переданы в ведение управления безопасности движения по соответствующей территории.
Отныне за установку дорожных знаков, светофоров и средств освещения, проведение разметки, определение пешеходных дорожек в областных и районных центрах, за техническую организацию дорожного движения в целом будет нести ответственность только система безопасности дорожного движения. Для финансирования этой работы будут созданы республиканский и областные фонды «Безопасные дороги и безопасный пешеход».
Кроме того, будет упразднена монополия Комитета по автомобильным дорогам на производство дорожных знаков, к этой сфере привлекут предпринимателей.
Глава государства поручил сделать движение на улицах более удобным для водителей и пешеходов.
- Правила дорожного движения должны быть научно обоснованными. На центральных улицах крупных городов следует установить продуманное ограничение на скорость. В частности, перед школами и детскими садами скорость движения не должна превышать 30 километров в час. На некоторых оживленных улицах необходимо снизить скорость с нынешних 70 километров в час до 60 километров, - сказал Шавкат Мирзиёев.
В связи с этим поставлена задача создать научно-практический центр, специализирующийся в данной области.
По обсужденным на совещании вопросам выступили ответственные лица сферы и хокимы.