Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики Узбекистана и ее интеграции в мировое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности.

Прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и сегодня не отвечает меняющимся условиям рыночной экономики. Поэтому теперь вузам необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля наперед и, соответственно, отвечать изменениями в учебных планах и программах.

В этом отношении представляет интерес система университетского образования некоторых развитых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-­исследовательскую деятельность и преподавание, отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, бизнесе и так далее. Прежде всего это отличия в соотношении объемов теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения.

Одним из шагов в этом направлении стал Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года, которым предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Перед вузами поставлена задача постепенного перевода учебного процесса на кредитно-­модульную систему.

Так, в Ташкентском государственном юридическом университете действует система The European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS), иными словами - кредитно-модульная система. Данная модель учебного процесса заключается в том, что студент за четыре года обучения должен набрать определенное количество кредитов для приобретения необходимой базы знаний, навыков и успешного окончания вуза. Стоит отметить: эта система предполагает усвоение студентом большей части учебного материала в процессе самообразования. А основные задачи преподавателей - пробуждение интереса к предмету, координация и разъяснение спорных моментов и вопросов.

Кроме того, в ТГЮУ нет такого понятия, как обязательное ведение конспекта. Во время занятий студентам дозволено пользоваться и печатными учебными пособиями, и личными компьютерами. Но исключительно в учебных целях. Занятия, как правило, проводятся в форме лекций и семинаров. Большую часть лекции преподаватель объясняет новую тему, затем отвечает на вопросы студентов и ориентирует в области научной литературы. Во время семинаров активная роль принадлежит уже обучающимся, которые должны прийти подготовленными к обсуждению пройденной темы, заданиям в виде казусов (проблемных ситуаций), логических вопросов, опросу. У каждого педагога свой метод ведения семинаров: кто-то разделяет группу на команды и определяет для каждого задания, кто-то проводит индивидуальный опрос, а кто-то распределяет заранее темы между студентами, которые должны подготовить презентацию и выступить перед одногруппниками.

Для формирования у будущих правоведов представления о практической юридической деятельности регулярно организуются выездные занятия в суды, экспертные учреждения, органы прокуратуры, академии и не только. Также приглашаются зарубежные и национальные практики разных сфер юриспруденции. К примеру, сотрудники ООН, депутаты и сенаторы, судьи, следователи, криминалисты, эксперты и многие другие.

В апреле текущего года ТГЮУ вошел в топ-500 университетов мира по версии британского журнала Times Higher Education.

Действительно, за четыре года в университете произошли коренные изменения.

Во-первых, значительно расширилось международное сотрудничество. В июне 2020-го ТГЮУ стал полноценным членом Международной ассоциации университетов, Международной ассоциации юридических школ и Европейской ассоциации юридических школ. Членство в данных организациях позволит вывести качество образования вуза на новый уровень, развить научную деятельность среди студентов и преподавателей, а также совершенствовать программы стажировок и обмена студентов и профессорского состава.

При ТГЮУ с 2013 года функционирует японский центр, в котором студенты могут обучаться японскому языку и праву на бесплатной основе с преподавателями - носителями японского языка. Учащиеся центра имеют возможность проходить летнюю стажировку в Хоккайдо (Япония) и обучаться по программе обмена в Нагойском университете.

Имеются также программы обмена студентов с Осакским университетом (Япония), Немецким университетом административных наук, Юридической школой Бостонского колледжа (США), Шанхайским университетом политологии и права (КНР), Уральским государственным юридическим университетом и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (Российская Федерация), Гданьским университетом (Польша) и многими другими.

Во-вторых, созданы внутренние гранты для одаренных студентов и студентов с тяжелым материальным положением. С 1 января 2020 года в ТГЮУ внедрена система самофинансирования. В настоящее время активно введется индивидуальная работа и поддержка студентов - как моральная, так и финансовая. То есть если у учащегося нет возможности оплатить обучение, но у него хорошая успеваемость, социальная активность и дисциплина, то вуз может предоставить ему грант на обучение.

Более того, при поддержке университета студенты активно участвуют в престижных международных конкурсах, студенческом конкурсе по международному коммерческому арбитражу «ВАВТ - Международная купля-продажа» имени М.Г. Розенберга. Следовательно, если студент заинтересован в развитии аналитических, ораторских навыков, знаний не только национального, но и международного права, то для этого в университете созданы все условия.

Общественная жизнь вуза также весьма динамична. Регулярно проводятся фестивали студентов, в ходе которых организуются соревнования по разным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы, шашки), интеллектуальные игры и развлекательные мероприятия (концерты, конкурсы талантов, дни кино и не только).

Кроме того, действуют студенческие объединения, клубы, кружки и научные школы, такие как клубы будущих прокуроров, адвокатов, нотариусов, и другие. Благодаря чему студенты в свободное от учебы время могут проходить практику в органах, деятельность которых им интересна, и укреплять полученные теоретические знания. При университете действует и юридическая клиника, где можно практиковать знания гражданского права и на общественных началах помогать гражданам в разрешении жизненных ситуаций.

В ТГЮУ активно развивается волонтерский проект Street Law, в котором студенты с помощью интерактивных методов обучают школьников необходимым в повседневной жизни основам права. Отличие Street Law от других волонтерских проектов в том, что он ориентирован на юридическое образование. В его рамках ученики и студенты развивают такие качества и навыки, как критическое и аналитическое мышление, работа в команде, стрессоустойчивость, тайм-­менеджмент, коммуникация и сплоченность.

Если говорить об имеющихся проблемах, то одна из них - нехватка мест в студенческом общежитии. По этой причине те, кто приезжает учиться из других городов и областей, арендуют квартиры, соотношение стоимости которых по сравнению с проживанием в общежитии сильно разнится.

Однако эта проблема вскоре разрешится. В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию нового студенческого общежития ТГЮУ почти на 400 мест.

Обучаясь в вузе, важно развить в себе чувство самостоятельности и интерес к получению знаний вне зависимости от строгости, квалификации и опыта преподавателя. Даже если предмет подается в привычном формате или занятия проводятся дистанционно в связи с последними эпидемиологическими событиями, нельзя расслабляться и переставать работать над собой. Ведь в современном мире конкуренция возрастает в арифметической прогрессии, и через определенное время крайне высока вероятность внед­рения искусственного интеллекта в профессии, связанные с юриспруденцией. Чтобы оставаться на плаву, необходимо постоянно развиваться.

Сабина Жавдотова.
Студентка ТГЮУ.