баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Защита прав потребителей: от рынка рекламы до качества товаров

    Социальный срез 23 сентября 2020 40

    Потребительская культура в стране растет.  Это не просто констатация факта, а основанная на статистике практика работы Навоийского территориального управления Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан, образованный год назад в рамках Указа главы государства «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября 2019-го.  Этот уполномоченный государственный орган выступает регулятором рекламного рынка, безопасности и качества товаров, а также содействует потребителям в защите их прав и интересов.

    На пресс-конференции, которую организовали областное отделение Творческого союза журналистов и территориальное управление Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Респуб­лики Узбекистан, руководство территориального управления Агентства по защите прав потребителей отчиталось о проделанной за год работе в рамках Указа Президента. Итоги озвучил начальник управления Валижон Адизов, отметив, что потребители должны знать, что за ними стоит закон и государственные органы, готовые отстаивать их интересы. Как заявил глава ведомства, работу по рассмотрению проблемных случаев организовали на основе распространяе­мой в социальных сетях информации, поступления обращений от потребителей. Функционировал в круглосуточном режиме «телефон доверия». Оперативно по каждому факту принимались меры с привлечением специалистов соответствующего обслуживающего предприятия или полномочной организации. Из 257 жалоб в сфере торговли, услуг и коммунального хозяйства 68 поступили именно через эти ресурсы. При этом  45 процентов обращений касаются предоставления услуг и выполнения работ предприятиями коммунального обслуживания, 65 процентов поданы в устной форме. Предприняты соответствующие меры и решены положительно 235 заявлений, по 22 даны разъяснения. В пользу потребителей взыскано свыше 315 миллионов сумов.

    Сообщалось, что большинство поступивших обращений связано с нарушением прав потребителей или  причиненными беспокойствами со стороны обслуживающих предприятий вследствие реализации товара ненадлежащего качества. Такие сегменты, как оказание услуг, связь и коммунальное хозяйство, стали типичными за последний год, когда проблемы устранялись вмешательством управления. А для определения уровня защиты прав и законных интересов потребителей анализировались сфера предоставления услуг ЖКХ, транспорта и строительства. Это касалось, например, сдачи в эксплуатацию лифтового оборудования в много­этажных жилых домах на территории области, соблюдения строительными подрядными организациями условий возведения индивидуальных жилых домов и соответствующих объектов инфраструктуры по проектам типового жилья в сельской местности.

    В частности, изучены договоры купли-продажи на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в Навоийской области  15 субъектов предпринимательства, занимающихся возведением многоквартирных домов независимо от формы собственности. В 131 договоре из 1819 изученных не указана дата сдачи объекта, в 846 из 973 - не указана установка приборов учета, и во всех 1819 договорах не определен гарантийный срок на дом, технологическое и инженерное оборудование.

    В соответствии с Указом главы государства от 11 сентября 2019 года одной из основных задач Агентства по защите прав потребителей определено регулирование рекламного рынка с целью совершенствования  предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобро­совестной конкуренции в сфере и  пресечение недостоверной рекламы.  За истекший период проведена инвентаризация 440 объектов наружной рекламы, 146 рекламных сооружений демонтированы, 258 приведены в соответствие с требованиями постановления правительства «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года.

    Специалисты сферы отмечают, что эффективность их деятельности связана с просветительской работой среди населения. Для повышения осведомленности граждан в торговых центрах и комплексах, на рынках, предприятиях коммунального хозяйства и транспорта организованы «Уголки потребителей» с «телефонами доверия» госорганов, защищающих права потребителей, также установлены информационные стенды.

    Кроме того, для определения удовлетворенности уровнем обслуживания в транспорте, торговле и связи проведен анонимный социальный опрос среди 700 жителей районов и городов. Общественный контроль со стороны рядовых потребителей способствует развитию конкуренции, заодно повышению качества представленных на рынке услуг. Купив некачественную продукцию или получив плохую услугу, потребитель должен грамотно отстоять свое право. А в случае конфликта интересов - обратиться в Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.

    Ситора Садиева.
    Навоийская область.