Учитывая данные факторы, в Узбекистане уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, повышаются доступность и качество образовательных услуг. В ходе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществлены значимые реформы в системе дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.
В статье 41 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатно общего образования. Школьное дело находится под надзором государства». Это значит, что любые отклонения от Основного Закона недопустимы и преследуются в установленном порядке.
Примечательно, что знакомство с Конституцией начинается со старшего дошкольного возраста. В целях изучения этого важнейшего документа в начальных классах общеобразовательных школ проводятся открытые уроки, духовно-просветительские мероприятия, беседы, встречи, выставки тематических рисунков. В классах постарше на уроках, посвященных Основному Закону, учащиеся читают стихи о Родине, демократии и свободе, важности соблюдения гражданами своих прав и обязанностей. Здесь также важна роль учителя, который объясняет школьникам, что правовая культура определяет отношение личности к обществу, ее гражданскую позицию, а Конституция нашей страны служит гарантом обеспечения прав граждан, реализации их потенциала.
Правительством учитываются и глобальные вызовы современности, и возможности системы образования не только как механизма получения определенных знаний, но и как фактора воспитания подрастающего поколения. Конкретными шагами по решению намеченных задач стала качественно усовершенствованная за последние годы база нормативно-правовых документов - указов и постановлений Президента, постановлений правительства, решений министерств и ведомств, органов государственного управления на местах. Любые нормативно-правовые документы в области образования не могут противоречить Конституции Республики Узбекистан, иным законодательным актам.
Основные направления развития системы народного образования закреплены в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», вступившем в силу 23 сентября 2020 года. Документ ставит задачу существенного обновления целей, содержания и технологий обучения в системе образования. Статья 4 закона обозначает в качестве своих принципов обеспечение равных возможностей для получения образования, внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание, непрерывность и преемственность образования, светский характер системы образования.
В статье 5 сказано, что каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Любой гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатного общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования.
Статья 44 регламентирует, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие духовно-нравственными качествами. Лица, окончившие магистратуру, и дипломированные специалисты имеют право заниматься педагогической деятельностью по специальности.
Лицам с непедагогическим высшим образованием предоставляется право заниматься педагогической деятельностью в образовательных организациях (за исключением высших образовательных организаций) после прохождения курсов переподготовки, если иное не предусмотрено законодательством.
Узбекистан - многонациональная страна. Здесь в мире и согласии проживают представители более 130 наций и народностей, принадлежащие к 16 религиозным конфессиям. Они сохраняют традиции и обычаи, воспитывают детей в соответствии с ними, могут исповедовать ту или иную религию. Политика толерантности, уважение к правам и свободам любого гражданина независимо от его национальной принадлежности - важные составляющие демократических принципов нашего государства. А это - основа экономического процветания.
- Образовательная сфера, как и религиозная, играет важную роль в обеспечении стабильности общества, реализации задач по построению демократического правового государства, - говорит начальник отдела Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан Бобомурод Рустамов. - За последние годы в области религии и просвещения, как и в других сферах, проведены реформы и изменения. Указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере» от 16 апреля 2018 года и постановление Президента «О мерах по совершенствованию деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан» от этой же даты стали программными документами в организации деятельности сферы.
Тот факт, что укрепление уз дружбы между разными этническими группами и национальностями, проживающими в нашей стране, признано международным сообществом, показывает: работа идет в правильном направлении. Безопасное и свободное выполнение религиозных потребностей людьми разных верований и национальностей также является приоритетом стабильности общества. Узбекистан, проводя реформы в сфере либерализации религиозных свобод, понимает, что берет на себя ответственность за сохранение мира, межнационального согласия и социально-экономическую стабильность.
В связи с этим получение религиозного образования, его доступность и соответствие международным стандартам качества становятся важными составляющими демократизации общества.
В Узбекистане функционируют 15 религиозных учебных заведений, 13 из них - высшие (Ташкентский исламский институт имени Имама Бухари, высшее Медресе «Мир Араб», Научная школа хадисов) и средние специальные исламские учебные заведения при Управлении мусульман Узбекистана. В 2018 году на базе Ташкентского исламского университета создана Международная исламская академия Узбекистана.
В нашей стране получение высшего, в том числе высшего религиозного образования, невозможно без обязательного среднего образования в общеобразовательных школах или средних специальных учебных заведениях. Получение религиозного образования в частных школах без получения обязательного общего среднего образования недопустимо в соответствии с Законом «Об образовании».
Понятно желание некоторых родителей научить детей читать Коран, отличать добро от зла, дать им возможность изучения правил религиозных обрядов, необходимых для повседневной жизни. К сожалению, подобная потребность взрослых нередко приводит к тому, что их дети оказываются в классах нелегальных религиозных школ. Они особенно активизировались в период пандемии, когда часть школьников училась удаленно, и родители, не видя подвоха, отдавали детей в подобные «школы».
Сегодня общеобразовательные учебные заведения в большинстве работают в стандартном режиме, то есть с обычным посещением уроков в школьных классах. Тем не менее наблюдаются случаи попыток некоторых лиц организовывать нелегальные школы. Так, в мае нынешнего года пресечена деятельность таковой в Сырдарьинской области. Религиозное обучение велось женщинами, не имеющими соответствующего образования. Подобные случаи имели место и в Ташкенте, других областях страны.
Подобное подпольное обучение нередко приводит к негативным последствиям: нарушаются права ребенка, он не только не получает предусмотренного общего среднего образования, но и попадает на уроки лиц, которые могут иметь отношение к идеям радикализма и экстремизма. Родители, отдающие своих детей в подобные школы, не только проявляют беспечность, но и становятся невольными соучастниками беззакония.
Летом текущего года принята новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях». В статье 7 указывается, что «Религия в Республике Узбекистан отделена от государства. Деятельность религиозных организаций и государственных органов в Республике Узбекистан осуществляется на основе взаимного невмешательства.
Государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими различные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями различных вероисповеданий, не допускает религиозного фундаментализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между различными конфессиями».
В законе закреплено, что система образования в Узбекистане отделена от религии. Право на светское образование обеспечивается гражданам независимо от их отношения к религии. Каждый имеет право на получение религиозного профессионального образования в религиозных образовательных учреждениях. При этом не допускается включение религиозных дисциплин (за исключением религиозных образовательных учреждений) в учебные программы системы образования. Следовательно, юридически невозможно включить определенные религиозные нормы в систему образования.
Принимая во внимание то, что в настоящее время из-за складывающейся неспокойной обстановки во многих регионах мира усиливается использование религиозного фактора в корыстных целях, в том числе в области образования и воспитания, остается актуальным вопрос проведения экспертизы печатной, аудио- и видеопродукции религиозного содержания для недопущения распространения деструктивных идей на территории Узбекистана.
В законе установлен порядок изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы в целях предупреждения распространения в обществе идей и взглядов, способствующих нарушению межконфессионального согласия и религиозной толерантности, призывающих к насилию и произволу на религиозной почве.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать: в Узбекистане созданы необходимые условия для получения образования, в том числе религиозного. Получение религиозного образования недопустимо без обязательного общего среднего в соответствии с законодательством. Право на занятие деятельностью по преподаванию религиозных дисциплин в соответствующих образовательных учреждениях имеют лица с религиозным профессиональным образованием.
Сама жизнь сегодня требует от каждого большой ответственности. От родителей, желающих для своих детей только лучшего, от учителей и наставников, которые должны передавать знания в строгом соответствии с законодательством, от государства, принимающего вызовы современности и берущего на себя ответственность в деле обеспечения прав и свобод личности и общества в целом. Выполняя принятые на себя обязательства в деле просвещения, мы инвестируем в молодое поколение, а значит, в будущее государства.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».









