Общеизвестно, что кумиры болельщиков, например сборной Индии, имеют статус, близкий к божественному, а Австралия чеканит монеты с портретом легендарного Дональда Брэдмена. Один из лучших боулеров мира 80-х годов прошлого века Имран Ахмад Хан Ниязи ныне является Премьер-министром Пакистана, а Королева Британии посвятила в рыцари бывшего капитана английской команды Алистера Кука. Кстати, на Туманном Альбионе за право транслировать матчи чемпионата страны по крикету телеканалы заключили контракт на рекордные 1,5 млрд долларов.

Что-то есть в этой аристократической, вальяжной и в то же время народной игре. В чем магия? Об этом и том, как культивируется крикет в нашей стране, - в эксклюзивном интервью с руководителем Федерации крикета Узбекистана Азизом МИХЛИЕВЫМ.

- Увлекся этой игрой, когда учился в Индии, - рассказывает Азиз Гайбуллаевич. - Крикет в этой стране возведен чуть ли не в ранг культа. На тебя смотрят в лучшем случае, как на чудака, если не разбираешься в тонкостях и нюансах этой игры.

- А в чем суть крикета? Как организуются матчи?

- По договоренности с соперниками игры могут длиться и три часа, и пять... суток: по шесть часов в день с перерывом на обед и чаепитиями по двадцать минут. В каждой команде - по одиннадцать игроков, а замены не ограничены: бывает, на поле выходят до пятидесяти юношей и девушек.

В Нью-Дели, будучи студентом, добился права выступить за университетскую дружину. Это считается значимым достижением. Заметил, что во время зачетных учебных сессий ко мне с большим уважением относились преподаватели - ярые болельщики команды вуза. Иногда приходилось чаще говорить о встречах с противниками, чем отвечать на тестовые задания.

- Неужели столько времени приходилось уделять национальному виду спорта?

- Нет, конечно. Но крикет модернизируется. Из некогда пикникового мероп­риятия аристократов, действительно растянутого на неделю, становится динамичным, приспосабливаясь к телевизионным программам, спортивному бизнесу с рекламой и другой атрибутикой, приносящей прибыль. Хотя, разумеется, сохраняются консервативные правила, которые и привлекают массу зрителей, фанатов, умеющих оценить истинное мастерство.

- И во время учебы в Индии у вас возникла идея привить крикет в Узбекистане, где о столь популярной в мире игре практически ничего не известно. С чего начали?

- С чисто организационных вопросов. В октябре 2019 года провели учредительную конференцию по созданию феде­рации...

- Но ведь делегаты должны быть из всех регионов республики? На кого опирались, как нашли единомышленников?

- В Узбекистане выросло целое поколение, которое училось за рубежом, в частности в Англии, являющейся родиной крикета. В той же Индии, Австралии, даже ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах, где этот вид спорта очень популярен. Узнав о создании федерации крикета, многие нас поддержали. Откликнулись на призыв инициативной группы и сотрудники ряда совместных предприятий, иностранных компаний, открытых в республике.

Тогда же появились контакты с родственными федерациями Турции и Таджикистана, с посольствами Пакистана и Афганистана в Узбекистане. К примеру, в Самарканде основателем клуба «Афросиаб» и играющим тренером стал работник СП Мухаммад Табриз Алам из Индии. Он намерен пригласить профессионалов из своей страны в качестве спарринг-партнеров, чтобы у самаркандцев было больше игровой практики.

Примерно так же создавались команды и секции энтузиастами из Кашка­дарьи, Хорезма, Сурхандарьи, Бухарской, столичной и Ферганской областей, а не только в Ташкенте.

- Словом, кворум на конференции был. Но Министерство юстиции зарегистрировало вашу общественную спортивную организацию буквально перед началом коронавирусной пандемии. Как повлиял COVID-19 на стремительное развитие федерации?

- Разумеется, возникли трудности и проблемы. Однако удалось выполнить немало из намеченного в планах. Приг­ласили известного английского специа­листа Энди Молеса, тренировавшего в свое время сборную Афганистана, которая высоко котируется в мире. Он провел мастер-классы для тридцати наших ребят, ставших первопроходцами по популяризации крикета в республике.

Правда, через год, но удалось организовать первый турнир, в котором участвовали два ташкентских клуба, тот же «Афросиаб» и каршинский «Барлос». Примечательной получилась встреча столичного клуба ANFA Cricket Club c дружиной India Club Tashkent, в составе которой были в основном сотрудники дипломатической миссии в Узбекистане. Выиграли наши соотечественники. Соперники не ожидали такого исхода, жаждут реванша.

Проведена селекционная работа. В нескольких регионах уже созданы шесть подростковых коллективов, четыре юниорских и столько же взрослых команд, есть и женская секция. За счет спонсоров все обеспечены необходимым инвентарем, оборудованием и экипировкой. Поддержку федерации оказывает Министерство туризма и спорта. Разработана «дорожная карта» совместно с Узбекским государственным университетом физической культуры и спорта по подготовке наставников. В перспективе открытие в этом специализированном вузе кафедры или отделения по крикету.

Считаю, что довольно успешно развиваются международные связи. Состоялись встречи с руководителями Азиатского (ACC) и Международного (ICC) советов по крикету в штаб-квартире этих организаций в Дубае (ОАЭ). Стремимся стать полноправными членами данных советов.

- Однако для этого следует выполнить ряд требований и условий. Насколько известно, в частности, необходимо иметь две стандартные арены для крикета, организовать полноценные чемпионаты среди минимум восьми команд как среди мужчин, так и женщин, а также открыть специализированную детско-юношескую спортивную академию. Сможет ли федерация выполнить эти обязательные нормативы?

- Решающим станет следующий сезон. На основе государственно-частного партнерства нам выделены четыре гектара площади в Кибрайском районе Ташкентской области. Разработана проектно-сметная документация по строительству первого в республике овального стадиона размером 80 х 60 х 70 метров. Сдача в эксплуатацию объекта планируется в феврале. Кстати, на крикетном поле почва должна быть особой вязкости. Грунт весом в двадцать тонн обычно доставляется из Пакистана за солидную сумму. Однако сумел переговорить с нашими специалистами, и они предложили сделать покрытие из земли Риштанского района Ферганской области, которая по качеству ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Специальные анализы почвы уже отправил для экспертизы в ACC и ICC. Можно будет не только заметно сократить издержки, но и наладить экспорт специфической продукции.

Подготовлен пилотный проект по выпуску нужного оборудования. Имеется своя производственная площадка. Замечу, что биты и мячи для крикета изготавливаются исключительно вручную. Такова традиция. Так вот, если тот же инвентарь в Великобритании или Шри-Ланке стоит больше тридцати долларов, то товар, выпущенный нашими ремесленниками, оказался в три раза дешевле (за счет того, что сырье местное).

Еще одна статья доходов федерации - туризм. Открываем свое агентство, направленное на обслуживание болельщиков, в основном из мусульманских стран. Ведь в Узбекистане уникальные памятники паломничества.

Подчеркну: развитие популярной игры изначально нацелено на самофинансирование и создание рабочих мест, а в целом - на оздоровление нации, воспитание гармонично развитого поколения.

Почему уверен, что намеченные цели будут достигнуты? В Узбекистане на государственном уровне поддерживается массовая физкультура. Президент страны подписал немало постановлений по коренному совершенствованию спорта высших достижений. Построены сотни физкультурно-оздоровительных объектов, создана целостная спортивная инфраструктура. Поэтому не только в Ташкенте, но и других городах на регулярной основе организуются крупные международные турниры, первенства, чемпионаты Азии и мира по разным видам спорта. В этом ряду наверняка скоро будут и соревнования по крикету.

Беседовал
Тимур Низаев.
«Правда Востока».