Борьба с коронавирусом

В Послании Олий Мажлису глава государства подчеркнул, что пандемия еще раз показала: коренное реформирование первичного звена здравоохранения, службы скорой помощи, санитарно-эпидемиологической системы - жизненная необходимость. Кроме того, системное продолжение борьбы с пандемией коронавируса останется в числе важнейших задач в наступившем году. Для этой работы в Государственном бюджете на 2021-й сформирован резерв в размере трех триллионов сумов. За счет данных средств также будет проводиться вакцинация населения от COVID-19.

Пандемия коронавируса оказалась серьезным испытанием и огромной школой опыта для национальной системы здравоохранения. Именно принятие верных и своевременных решений со стороны лидера страны стало решающим и дало эффективные результаты.

В этот сложный период первостепенное внимание уделялось охране здоровья населения, помощи гражданам, потерявшим работу, предпринимателям. Образован Антикризисный фонд, средства которого направляются на финансовую поддержку системы здравоохранения, социальной инфраструктуры, населения и предприятий.

За 2020 год в Узбекистане проделана беспрецедентная работа. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности населения, предотвращения распространения коронавирусной инфекции принят ряд документов: Указ Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» от 19 марта 2020 года, Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-­процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», постановления главы государства «О дополнительных мерах по предупреждению широкого распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан» и «О дополнительных мерах по поддержке медицинских работников и работников санитарно-эпидемиологической службы, привлеченных к противодействию распространению коронавирусной инфекции» от 26 марта 2020 года.

В частности, за короткий срок в Ташкенте и областях было организовано около 30 тысяч лечебных койко-мест. Медицинские учреждения обеспечены необходимыми лекарствами, современными средствами защиты и диагностики. К борьбе с пандемией привлечены свыше 200 тысяч медицинских работников, а также 150 иностранных высококвалифицированных врачей и специалистов. Приобретено дополнительно большое количество медоборудования и машин скорой помощи. С учетом передовой зарубежной практики и наработанного отечественного опыта совершенствуются методики лечения. В центре внимания постоянно находится вопрос достойного стимулирования самоотверженного труда медицинских работников.

В Послании также отмечалось, что с учетом уроков, полученных в эпидемический период, масштаб цифровизации медицинской сферы будет расширен. В частности, предусмотрены меры по расширению спектра дистанционных услуг, оказываемых медицинскими учреждениями, внедрению электронного делопроизводства в поликлиниках и больницах. Между республиканскими специализированными центрами и их филиалами на местах будет налажена связь на основе технологий телемедицины, увеличены возможности для диаг­ностики и лечения в регионах.

Совместные усилия Узбекистана и ООН

По инициативе Президента Шавката Мирзиёева в стране последовательно ведется работа по реформированию системы здравоохранения. Благодаря принимаемым мерам в Узбекистане обеспечено повышение эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения. Здесь важно отметить и совместные усилия Узбекистана и ООН в сфере здравоохранения в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Так, в центре внимания данной Повестки - Цель № 3, направленная на обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте. Эти направления имеют важное значение для создания процветающего общества. Согласно Докладу ООН о Целях в области устойчивого развития за 2019 год в деле улучшения здоровья миллионов людей удалось добиться ощутимого прогресса. Коэффициенты материнской и детской смертности снизились, ожидаемая продолжительность жизни продолжает расти во всем мире. Вместе с тем прогресс в деле борьбы с другими заболеваниями, включая глобальные усилия по искоренению малярии и туберкулеза, замедлился. Слишком много людей умирают из-за отсутствия квалифицированных медицинских работников или возможностей получения базовых медуслуг, включая, например, услуги по иммунизации. Достаточно сказать, что по меньшей мере половина жителей планеты, многие из которых испытывают финансовые трудности, по-прежнему не имеют доступа к основным медико-санитарным услугам. Как в бедных, так и богатых странах возникновение у человека экстренных проблем со здоровьем может поставить его на грань банкротства или нищеты. Чтобы обес­печить всеобщий охват медицинскими услугами и устойчивое финансирование сферы здравоохранения, облегчить растущее бремя неинфекционных заболеваний, включая расстройства психического здоровья, а также решить проблемы, связанные с резистентностью к противомикробным препаратам и с действием экологических факторов, негативно влияющих на здоровье (в том числе загрязнение воздуха, отсутствие организованных с соблюдением требований безопасности услуг водоснабжения и санитарии), требуются согласованные усилия как в этих, так и других направлениях.

Узбекистан подтвердил свою приверженность достижению глобальной Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и всеобъемлющему подходу к партнерству с участием многих заинтересованных сторон для реализации шестнадцати национальных целей в области устойчивого развития. Так, 20 октября 2018 года Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Также в рамках данного документа принята соответствующая «дорожная карта»; благодаря реализации поставленных в ней задач в респуб­лике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению. За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность для населения. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических центров, оказывающих высокотехнологичные медуслуги гражданам, в том числе на местах. Реализован ряд целевых нацио­нальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.

Достигнутые результаты в сфере

Исторически важным документом в сфере стал Указ Президента «О комп­лексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года, в рамках которого принята Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы.

В настоящее время идет активная работа по формированию концептуально новой модели здравоохранения посредством успешной реализации Концепции, предусмат­ривающей соответствующие цели, задачи и основные направления. Документ разработан в соответствии с нормативно-­правовыми актами нашей страны, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения, а также международными договорами в области охраны здоровья населения в рамках региональной политики Здоровье-2020 и Целей устойчивого развития на период до 2030-го.

Концепция содержит подходы, основанные на рекомендациях ВОЗ, опыте передовых стран, достигших больших успехов в реформировании системы здравоохранения. Основными направлениями дальнейшего развития сферы определены совершенствование законодательства, систем организации и управления, финансирования, оказания медицинской помощи матерям и детям, повышение качества и доступности медицинской помощи, поддержка здорового образа жизни, профилактика и борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, фармацевтической отрасли, формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также развития медицинской науки, широкое внед­рение информационно-коммуникационных технологий и «электронного здравоохранения».

Другим важным направлением стала политика цифровизации и модернизации системы здравоохранения. В целях дальнейшего повышения эффективности реформ, внедрения в сферу передовых и цифровых технологий, а также менеджмента качества, наиболее полного использования потенциала медицинских учреждений страны принято постановление главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления сферой здравоохранения» от 2 октября 2020 года.

Также принят Указ Президента «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ» от 12 ноября 2020 года, в рамках которого в 26 районах (городах) внедряется усовершенствованная служба медицинской профилактики и патронажа. В пунктах семейного врача, поликлиниках (в том числе многопрофильных центральных) вводится круглосуточное дежурство медработников исходя из численности населения и необходимости на местах. Уровень здоровья населения махалли, рост заболеваемости на закрепленной территории, обращения граждан за экстренной медпомощью, госпитализация населения и другие критерии устанавливаются в качестве показателей оценки эффективности работы семейного врача.

Документом категорически запрещено привлекать медработников к работам, не относящимся к их служебным обязанностям, к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их профессиональной деятельностью.

Согласно Указу с 2021 года внед­ряется программа «Сельский врач». Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису, в рамках данной программы более тысячи врачей, работающих в отдаленных районах, получат материальную помощь в размере 30 млн сумов и будут обеспечены служебным жильем. К оказанию первичной и специализированной медицинской помощи в отдаленных районах, проведению скрининговых обследований социально уязвимых слоев населения намечено привлечь и частные медицинские организации с предоставлением им субсидий.

Также подчеркивалось, что особое внимание будет уделяться повышению авторитета и статуса медицинских работников среднего звена - медсестер и фельдшеров. В частности, 47 техникумов имени Ибн Сино будут ежегодно выпускать более 20 тысяч молодых специалистов, владеющих профессиональными навыками сразу в нескольких областях медицины. Медицинским работникам среднего звена также разрешат самостоятельно заниматься «медсестринской деятельностью».

* * *

Сегодня в мире, говоря о нашей стране, все чаще используют словосочетание «Новый Узбекистан». Это говорит о признании международным сообществом значительных успехов нашей страны, благодаря которым мы вышли на совершенно новый этап развития.

За последние годы проделана масш­табная работа по совершенствованию законодательной базы в сфере медицины. В результате во всех звеньях системы здравоохранения происходят важные изменения - начиная с первичной медицинской помощи и заканчивая специализированными цент­рами. Активно внедряются новые технологии, широко применяются достижения мировой науки и медицины. Эти изменения основаны прежде всего на инициативах главы государства.

Нозимахон Гафурова.
Заведующая кафедрой ТГЮУ,
доктор философии по юридическим наукам, доцент.